Interested Article - Здание Кунсткамеры

Здание Кунсткамеры — памятник архитектуры. Расположен в Санкт-Петербурге, современный адрес дома — Университетская набережная , 3.

Здание Кунсткамеры относится к немногим памятникам русского зодчества первой четверти XVIII века, хорошо сохранившимся до 2020-х годов (в частности, это единственное сохранившееся здание, в котором работал М. В. Ломоносов , с чем впоследствии было связано открытие в Кунсткамере соответствующего музея). Оно было построено для размещения библиотеки и первого русского музея, которые изначально находились в Кикиных палатах . Место для строительства было выбрано в том числе из-за интересно выглядящей растущей на нём сосны .

История строительства

Армиллярная сфера
Трёхэтажная башня
Центральный объём здания с рустованными на углах лопатками

Здание «Палат Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры» было заложено в 1718 году и достроено в 1734 году , в 1725 году его ещё недостроенным передали Петербургской академии наук . При жизни автора замысла, Петра I , жертвовавшего на строительство личные деньги, были построены лишь стены . Изначальный проект, изменённый при строительстве, был создан Георгом Маттарнови , однако архитектор умер в 1719 году, когда здание ещё не было достроено ; существует версия, что автором самого первого проекта здания был Андреас Шлютер , также в доработке проекта участвовал сам Пётр I . Версия об авторстве Шлютера появилась в начале XX века из-за теории И. Э. Грабаря о сходстве башни Кунсткамеры с берлинской башней монетного двора ( нем. Münzturm ), некогда спроектированной Шлютером, помощником которого позднее был Маттарнови, но это сходство отсутствовало в оригинальном проекте, появилось лишь при более поздних перестройках по проектам других архитекторов и в целом оспорено .

В оригинальном проекте трёхярусная башня должна была завершаться плоскостью, а на боковых крыльях предполагалось сделать смотровую площадку .

Здание строили несколько архитекторов. С 1719 по 1724 годы работами руководил Н. Ф. Гербель . Он добавил к изначальному проекту галереи и более богатое украшение оконных проёмов , заменил низкую двускатную кровлю, увенчанную галереей с балюстрадой, на высокую вальмовую крышу с переломом двух углов ската; в его проекте угловые ризалиты получили гладкие стены и были завершены крупными барочными фронтонами с волютами , коньки кровли двух крыльев здания изолированы от объёма башни, а вместо невысокой башни, завершающейся балюстрадой, был создан ещё один ярус с куполом (из-за этого усилился распор стен, башня стала выше на 8,5 метров и осела на полметра ) . Из-за занятости архитектора ему не хватало времени на полноценный надсмотр над строительством. К декабрю 1722 года стены были достроены, в здании начали настилать полы и потолки и создавать рамы для 64 дверей и 174 окон. В ноябре сделали крышу, со следующего июня проводились штукатурные работы .

В 1724 году уже построенную башню пришлось разобрать и строить заново из-за появившихся на фасаде , двух опорных столбах-пилонах и сводах и далее и в других местах трещин. Гербель был отстранён. С 1724 по 1727 годы главой проекта был Гаэтано Киавери (ранее уже работавший на строительстве на подмене ), он под руководством астронома Жозефа Дедиля разработал башню для обсерватории . У всех трёх объёмов здания были сделаны свои входы, каждый с высоким крыльцом. Крыша каждой части стала отдельной, у башни появился четвёртый ярус с фонариком .

Два года Академия добивалась участия в проекте М. Г. Земцова , в итоге он присоединился к строительству в 1729 году и оформил два главных зала, а также спроектировал в них галереи для рациональной расстановки книг и коллекций .

В июле 1723 года Д. Трезини предложил установить на фасаде здания статуи и 75 резных вазонов . В 1735 году мастер Кох выполнил (вероятно, по рисункам Земцова) двенадцать статуй из липовой древесины , олицетворяющих науки (Острологию, Горографию, Ингениум, Меморию, Медицину, Географию, Юстицию, Сапиенцию, Куриозитас, Адмирацис, Дилиенцию, Циенцию ). Статуи стояли в нишах центральной части северного и южного фасадов .

В восточном корпусе здания располагался большой двухэтажный зал, предназначенный для размещения библиотеки. Симметричный зал западного корпуса был предназначен для размещения музейных коллекций. Башня изначально завершалась деревянной вышкой, в ней и в центральной части находились анатомический театр и первая русская обсерватория. На третьем этаже в круглом зале находился Готторпский глобус .

Здание пострадало от пожара 5 декабря 1747 года , сгорела башня и два верхних этажа . В начале 1748 года фронтоны здания были разобраны по решению комиссии, состоявшей из Б. Ф. Растрелли , Пьетро и Джузеппе Трезини и других архитекторов — комиссия постановила, что фундамент можно безопасно использовать, но стены требуется сделать заново ; проекты и сметы выполнял сначала И. Я. Шумахер , потом Савва Иванович Чевакинский , восстановивший здание без деревянной вышки в 1754—1758 годах .

Описание

У здания два внешне одинаковых трёхэтажных корпуса, связанных центральным объёмом с многоярусной башней . Башня сама по себе трёхэтажная над более низким объёмом, богато декорирована и характерно изогнута в плане, низ башни переходит в цилиндр, а затем — в восьмигранный купол с люкарнами , над которым расположен бельведер с армиллярной сферой , символизирующей Солнечную систему (изначально планировалось установить на этом месте флюгер , при открытии музея купол венчал деревянный шпиль ). Боковые части здания противопоставлены башне более скромной обработкой . В текущем оформлении скульптуры, задуманные Маттарнови, отсутствуют .

Изначально вход в здание располагался с северной стороны, добраться до него можно было на лодке. Посетители сначала оказывались в зале библиотеки, потом — в амфитеатре анатомического театра, далее шла анфилада залов .

Стены здания членят по вертикали плоские лопатки, которые рустованы на выступающих углах .

В помещениях первого этажа сохранилась выполненная в 1760-е годы лепная обработка сводов в стиле барокко . В 1777—1779 годах, на празднование 50-летия Академии наук, помещения были украшены четырьмя аллегорическими группами, бюстами и медальонами с изображением известных учёных. Из них сохранилось два гипсовых барельефа, созданные в 1778 году скульптором М. П. Павловым — аллегории «Россия» и «Празднующая Европа»; также сохранился барельеф со скульптурным портретом Л. Эйлера . В 1819—1825 годах некоторые из помещений здания (в частности, Египетский зал) расписал художник Ф. Рихтер . На потолке зала второго этажа восточного флигеля в 1757 году создал лепной узор Д. Джанни . Вследствие роста этнографических коллекций в 1887 году к зданию со стороны переулка был пристроен флигель по проекту Р. Р. Марфельда (изначально двухэтажный, флигель надстроен на этаж в 1909 году по проекту А. В. Друкера ). В 1818 году было разобрано среднее крыльцо, вместо которого было сделано окно, в 1838 году предположительно из-за ветхости разобрали крыльцо на восточном торце здания .

Во время Великой Отечественной войны в здание неоднократно попадали снаряды, из-за попадания зажигательной бомбы в ночь на 18 октября 1941 года произошёл пожар .

Деревянная вышка была восстановлена в соответствии с изначальным проектом в 1947—1948 годах Р. И. Капланом-Ингелем по инициативе С. И. Вавилова .

Армиллярная сфера была обновлена 28 декабря 1993 года в связи с пришедшей в негодность сферы, установленной в конце 1940-х годов; новая сфера была разработана в ЦНИИ КМ «Прометей» и сделана из титанового сплава .

Одна из последних реставраций здания прошла в 2015 году .

Примечания

  1. . Дата обращения: 29 ноября 2023.
  2. , с. 4.
  3. , с. 100.
  4. . Дата обращения: 29 ноября 2023.
  5. , с. 5.
  6. . Дата обращения: 29 ноября 2023.
  7. . Дата обращения: 29 ноября 2023.
  8. , с. 66.
  9. . Дата обращения: 7 декабря 2023.
  10. РГИА , ф. 470, оп. 5, д. 50, л. 15. 1724 г. « О сделании проекта купола на башне Кунсткамеры »
  11. .
  12. , с. 68.
  13. , с. 75.
  14. , с. 76.
  15. , с. 12.
  16. , с. 13.
  17. . Дата обращения: 29 ноября 2023.
  18. . Дата обращения: 29 ноября 2023.
  19. (26 июня 2015). Дата обращения: 29 ноября 2023.

Литература

  • Бунин М. С. Архитектурный ансамбль Стрелки Васильевского острова и Университетской набережной в Ленинграде . — Изд. 2-е. — Ленинград: Художник РСФСР, 1975. — 64 с. — 100 000 экз.
  • Иогансен М. В. Михаил Земцов. — Л. : Лениздат, 1975. — (Зодчие нашего города).
  • Морозова А. А. Н. Ф. Гербель. Городской архитектор Санкт-Петербурга. 1719—1724 гг.. — СПб. : Стройиздат, 2004. — 224 с. — ISBN 5-87897-106-2 .
  • Петров А. Н., Борисова Е. А., Науменко А. П., Повелихина А. В. Памятники архитектуры XIX-XX веков // Памятники архитектуры Ленинграда . — Изд. 4-е, исправл. и доп.. — Ленинград: Стройиздат. Ленинградское отделение, 1976. — 576 с.
  • Ухналев А. Е. Архитектура и история строительства Кунсткамеры (по материалам Санкт-Петербургского филиала архива Российской академии наук) // Журнал «Кунсткамера». — 2020. — № 4 (10).
  • Ченакал В. Л. Музей М. В. Ломоносова в Ленинграде. — Л. : Наука, 1974.
Источник —

Same as Здание Кунсткамеры