Саури Рианчо, Дульсе Мария
- 1 year ago
- 0
- 0
Саур ( норв. Saurr ) — пёс, легендарный конунг Тронхейма , назначенный Эйстейном Жестоким ( швед. Östen Illråde ), полулегендарным конунгом Швеции (конец VIII века). Саур является одним из персонажей распространённого в различных культурных традициях сюжета о собаках-правителях , который исследователи объясняют мифологическим характером подобных историй.
О назначении пса по кличке Саур ( Saurr , Sorr ) конунгом Тронхейма (Трандхейм) рассказывает Снорри Стурлусон в « Саге о Хаконе Добром » ( исл. Hákonar saga góða ), входящей в сборник королевских саг « Круг земной » ( Heimskringla ). Согласно его сообщению Эйстейн, конунг Упплёнда , «которого одни называют Могущественным, а другие Злым», завоевал Трандхейм и возвёл на его престол своего сына . Однако норвежцы взбунтовались и убили иноземного ставленника. В ответ Эйстейн второй раз вторгся в Трандхейм и, желая продемонстрировать норвежцам свою власть, поставил перед ними ультиматум: «взять в конунги его раба, которого звали Торир Гривастый, или пса, которого звали Саур». Тронхеймцы остановили свой выбор на собаке, так как полагали, что «тогда они скорее сохранят свободу» . О «правлении» Саура Стурлусон сообщает следующее:
В пса они вложили колдовством ум трёх людей, и он лаял два слова, а третье говорил. Ему был сделан ошейник и поводок из серебра и золота. А когда было грязно, его свита несла его на плечах. Ему был сделан престол, и он сидел на кургане, как конунг. Он жил в Эйин Идри, а его обычное местопребывание называлось Саурсхауг . Рассказывают, что смерть ему пришла от того, что волки напали на его стадо, и свита понуждала его защитить свой скот, он и сошёл с кургана и бросился на волков, а они сразу же растерзали его .
По мнению исследователей Саур является одним из персонажей распространённого в различных культурах сюжета о собаках-правителях, известного со времён Плиния , Плутарха и Элиана . Существует несколько источников, связывающих такую легендарную традицию со Скандинавией. В частности, схожую историю сообщает датский хронист Саксон Грамматик в « Деяниях данов » (кн. VII, гл. 240) . По его сведениям, вождь свевов Гуннар вторгся в Норвегию и в битве победил их короля Регнальда. Желая унизить норвежцев завоеватель назначил их правителем своего пса. Он также позаботился о должном почитании своего ставленника в качестве монарха, назначил ему в помощь «сатрапов» и дружину из числа военной знати:
Сверх того он постановил, что если кто-то из придворных посчитает слишком позорным для себя быть покорным этому своему господину и попытается уклониться от того, чтобы всюду сопровождать его со знаками самой полной преданности, куда бы тот ни побежал, то в наказание он заплатит за это отсечением своих конечностей .
В «Хронике Лейре» ( Chronicon Lethrense ) рассказывается, что король Швеции Адисль назначил над данами правителем «щенка лающего по кличке Раки» ( Rakke — «собака»). Он погиб во время собачьей драки возле трона, на котором восседал, пытаясь прекратить её . Хорватский богослов Юрий Крижанич описывал обычай выбора собаки правителем, якобы имевший место ранее среди немцев. В их стране долго не могли выбрать Царя и избиратели ( electores ) решили, что им станет тот кто первый войдет к ним. Им стал ловчий пёс, и они его короновали царем ( et illi hune coronarunt regem ): «Коронуем его, будет восседать на своём месте, а мы будем править». Пёс правил более года, после чего погиб, а город сгорел от последствий распрей .
Американский фольклорист Александр Хаггерти Крапп ( Alexander Haggerty Krappe ) в своей работе , посвящённой собакам-правителям писал, что данная традиция основывается на мифологическом, культовом характере подобных историй .