Окружение Льва Толстого
- 1 year ago
- 0
- 0
Кабинет Льва Толстого — одна из двух личных комнат русского писателя Льва Толстого , расположенная на втором этаже его московской усадьбы в Хамовниках , которую он приобрёл в 1882 году. В этом доме он жил с семьёй в холодное время года с 1882 года по 1901 год. В кабинете им было создано более 60 произведений. Здесь бывали в гостях видные культурные и общественные деятели, учёные. С 1921 года дом является Музеем-усадьбой Льва Толстого в Хамовниках , в нём сохранена обстановка и личные вещи писателя (более 5000 экспонатов). В кабинете находятся письменные стол, несколько кресел и диван, шкаф, столики, личные вещи.
Лев Толстой приобрёл московскую усадьбу в 1882 году. После этого дом был перестроен: расширен и добавлен второй этаж. Здесь Толстой жил вместе с семьёй (в основном в холодное время года) до своего возвращения в имение Ясная Поляна в мае 1901 года. В связи с ухудшением здоровья ему рекомендовали деревенский воздух, в связи с чем он остался жить в тульском наследственном имении . После этого он лишь однажды побывал в московском доме, приехав на несколько дней в сентябре 1909 года. После смерти Толстого в 1911 году усадьба была продана женой Софьей Андреевной Московской городской управе. При этом из обстановки в распоряжение городских властей поступили только вещи, находившиеся в кабинете и рабочей комнате Толстого, а также его кровать и тумбочка. Через десять лет усадьба была национализирована советскими властями, в неё поступили остальные предметы, хранившиеся женой в Ясной Поляне . Музей был открыт в ноябре 1921 года и после этого вошёл в состав Государственного музея Льва Толстого .
В угловой кабинет можно было попасть через рабочую комнату Толстого, которая находится в конце длинного узкого коридора (известного с подачи художника Николая Ге как « катакомбы ») левого крыла второго этажа дома. Вставал Толстой рано и поднимался из спальни в халате на второй этаж по «чёрной лестнице» к себе в рабочую комнату. До 1888 года спальня находилась на втором этаже, позже она стала известна как «малая гостиная». В одной из двух личных комнат хозяин занимался гимнастикой: свидетельством этого являются выставленные здесь две семифунтовые гантели. Здесь же он и умывался: личные вещи, связанные с гигиеной, также представлены в музейной комнате .
После того как Толстой приводил себя в порядок и одевался, он лично занимался хозяйственными хлопотами: убирал в своих комнатах (когда не болел), шёл колоть дрова в сарай на улице, ехал за водой на водокачку или на реку Москва . Вернувшись в дом, он пил ячменный кофе и шёл в кабинет (около 9 часов), где писал до 15—16 часов. После этого обычно шёл на прогулку, а вернувшись принимал гостей в кабинете . Иногда гости заставали его за некоторыми хозяйственными делами, в частности, занятием в рабочей комнате сапожным ремеслом, которым он увлёкся начиная с 1884 года . В кабинете Толстой работал в зимние месяцы на протяжении 19 лет. Здесь было создано более 60 произведений художественного и иного характера: рассказы и повести (« Смерть Ивана Ильича », « Холстомер », « Крейцерова соната »), публицистические и критические работы («Так что же нам делать?», «О переписи в Москве», « Что такое искусство? »), пьесы (« Власть тьмы », « Плоды просвещения », « Живой труп »). Именно здесь на протяжении 1889—1899 годов был написан последний роман классика — « Воскресение » . После вынесения в феврале 1901 года « Определения Святейшего синода о графе Льве Толстом » в апреле он написал своё последнее созданное в доме произведение, известное под названием «Ответ Синоду» .
Писал Толстой страстно, забывая обо всём на свете. По свидетельству очевидцев, нередко он хотел просто что-либо немного поправить в тексте, но так увлекался, что самозабвенно начинал писать по несколько часов подряд . Для его писательского труда было характерно многократное переписывание и исправление текста («просеивание», по его определению), на листе добавлялось большое количество вставок, приписок. В разгар работы не только письменный стол, но и диван, другие предметы мебели, подоконники и т. д. были завалены книгами, справочниками, необходимыми ему. Значительного книжного собрания в доме не было, так как Толстой не перевёз свою библиотеку из Ясной Поляны. Для работы в Москве он использовал книги из Румянцевской библиотеки .
Толстой лично занимался приобретением мебели для дома. Так, 28 августа 1881 года на Тверской улице , где в то время находилась мебельная фабрика Ф. Фламанского, он купил письменный сосновый стол с тремя ящиками. Он расположен слева от двери, его верх покрыт зелёным сукном. По краю стола со всех сторон установлена декоративная ограда из балясин, соединённых между собой в верхней части перильцами. Эта решётка отсутствует в месте, предназначенном для письма. На столе находились два бронзовых подсвечника, из которых писатель при работе использовал один. Пётр Сергеенко отмечал в этой связи, что «от одной свечи было темновато, и углы комнаты тонули в сумраке». Толстой с гордостью говорил, что пишет и читает при одной свече, а также что обладает хорошим зрением несмотря на свои преклонные годы. Однако известно, что в старости у него была близорукость и для того, чтобы лучше видеть, он подпилил ножки венского стула из бука с фанерным сиденьем. Это позволяло ему приблизить бумаги к глазам, сидя за столом, и не горбиться . В том случае, если он уставал часами сидеть за столом, то менял место и становился за пюпитр . Чтобы немного расслабиться, он садился за одно из кресел или ложился на диван, расположенный у стены в глубине комнаты. Сидя на диване, иногда он писал на небольшом круглом столике с тремя ножками и мраморной столешницей. Для освещения в этом случае использовалась стеариновая свеча. При посещении кабинета гостями зажигалась керосиновая лампа с зелёным абажуром. Светильник мог ставиться за небольшой стол, находившийся в углу комнаты за диваном .
Среди гостей дома были видные писатели, художники, учёные, музыканты, общественные деятели: Владимир Короленко , Александр Амфитеатров , Владимир Соловьёв , Александр Островский , Алексей Горький , Николай Лесков , Всеволод Гаршин , Афанасий Фет , Аполлон Майков , Владимир Гиляровский , Антон Чехов , Иван Бунин , Андрей Белый , Александр Скрябин , Сергей Рахманинов , Николай Римский-Корсаков , Фёдор Шаляпин , Владимир Стасов , Николай Ге, Павел Трубецкой , Марк Антокольский , Василий Ключевский , Илья Мечников , Анатолий Кони , Климент Тимирязев и другие . Посещали его также обычные крестьяне, ремесленники, горожане, студенты. Многие из них оставили воспоминания о доме и кабинете . Описывая впечатления от посещения дома, Владимир Стасов в мае 1896 года вспоминал, что в кабинет никто не заходит до 13-00 часов (до завтрака), так как хозяин лично подметает и убирает в комнате, пишет. Обстановка строгая, и только у стены возле входной двери установлен «шкаф с лексиконами» и справочной литературой. Как и многие другие, Стасов особо останавливался на описании письменного стола с «решёткой», известного по «гадкому» портрету Николая Ге: «На столе большая формальная чернильница без употребления, потому что сам барин-то пишет прямо макая в баночку с чернилами…» Отрицательно отзывался о картине «Л. Н. Толстой за письменным столом» Алексей Греч , назвавший её «сектантским портретом», на котором писатель предстал в образе «проповедника». Другие критики более благожелательно отнеслись к работе Ге. Так, Илья Репин , автор ряда портретов Толстого, в том числе и одного выполненного им в московском кабинете, писал в начале марта 1884 года Павлу Третьякову : «Портрет Ге Л. Толстого очень похож, очень похож, художественная вещь и, несмотря на плохую технику, крупное произведение» .