Interested Article - Церковь Казанской иконы Божией Матери (Курба)

Це́рковь Каза́нской ико́ны Бо́жией Ма́тери , или Каза́нская церковь , — православный храм в селе Курба Ярославской области , построенный в 1770 году. Шестнадцатилепестковый план храма, сочетающего традиции ярославского зодчества со стилистикой нарышкинского барокко , не имеет аналогов в русской архитектуре. Интерьеры, от пола до потолка, расписаны фресками на сюжеты Ветхого и Нового завета. В советское время церковь была закрыта, в ней размещалась машинно-тракторная станция. К XXI веку здание пришло в аварийное состояние, часть росписей оказалась утрачена. С 2016 года его восстановлением занимается благотворительный фонд «Белый Ирис». В 2020 году завершились работы по консервации храма; разрабатывается проект его реставрации .

История

XVIII—XIX века

Село Курба, расположенное на берегу речки Курбицы, — одно из самых больших и древних сёл Ярославской области, в XV—XVI веках бывшее вотчиной князей Курбских . Казанская церковь расположена в самом центре села и была, по всей видимости, возведена в 1770 году неизвестными мастерами .

Традиционно считалось, что храм строился на пожертвования прихожан при участии потомков рода Нарышкиных , которым до середины XIX века принадлежала часть села . Однако впоследствии в архиве Ярославской области обнаружилась челобитная 1742 года, в которой курбский помещик Михаил Камынин просит благословения митрополита Ростовского и Ярославского на строительство в селе каменного храма во исполнение обета, который он дал во время случившейся с ним болезни. Доктор культурологии Т. В. Юрьева, занимающаяся изучением храмов Ярославской области, предполагает, что, возможно, церковь строили всем миром на средства Нарышкиных, Камыниных и других жителей села .

Казанская церковь и колокольня. Ок. 1890—1900

До возведения Казанской церкви в Курбе существовали каменная Воскресенская церковь и деревянная во имя святой Параскевы Пятницы, однако со временем последняя перестала вмещать верующих. После того как в селе случилась эпидемия холеры, кладбище, располагавшееся вокруг Воскресенской церкви, перенесли на окраину, и рядом с ней высвободилось место для строительства нового большого храма. С эпидемией связывают также предание, согласно которому одной из юных жительниц Курбы явилась во сне Богородица и повелела освятить храм во имя Казанской иконы , пообещав, что после этого в селе больше никто от холеры не умрёт . Всего в храме было три престола: во имя Казанской иконы, Спаса Нерукотворного Образа и Святителя Чудотворца Николая (по другим источникам — Тихвинской иконы Божией матери ).

В 1852 году в журнале « Москвитянин » была опубликована посвящённая селу Курба статья. В ней о Казанской церкви говорилось следующее: «…иконостас величественный, архитектуры елизаветинского времени, весь вызолочен, образа того же времени в греческом, но невысоком стиле: вся церковь по стенам, сводам и столпам расписана альфреско … Трудились в расписании церкви ярославские иконописцы с 1796 по 1799 год» . Это было первое упоминание храма в печати .

Советский период

Аварийное состояние храма в 2012 году

В 1929—1930 годах церковь была закрыта, а церковное имущество по большей части уничтожено . Долгое время зданием храма пользовался Курбский совхоз, разместивший в нём машинно-тракторную станцию; кроме того, в одной из входных папертей был устроен больничный склад . Затем храм долгое время пустовал; в нём устраивала посиделки молодёжь. Здание постепенно приходило в упадок: разрушались покрытие глав и кирпичная кладка стен, почти полностью был утрачен барабан одной из боковых глав .

Первые попытки восстановить церковь, признанную памятником архитектуры, предпринимались ещё в 1980-х годах. Местная администрация выделила средства на реставрацию; в ходе работ были восстановлены барабан, покрытия глав и, частично, кладка, однако в 1993 году работы прекратились ввиду общей разрухи и отсутствия средств .

Современность

Состояние куполов в 2017 году

В начале XXI века храм находился в тяжёлом аварийном состоянии. Почти разрушились покрытие центральной главы и боковые купола, выбиты окна. Практически полностью выломан иконостас: остались лишь фрагменты рам. Из-за протекающей кровли стали намокать и осыпаться фрески .

В 2013 году настоятель храма Всемилостивого Спаса в соседнем селе Васильевском отец Иоанн (Лозан) организовал субботник и провёл в Казанской церкви первую за долгое время литургию. Со временем к храму удалось привлечь внимание общественности, его возрождением занялись энтузиасты .

С 2016 года реставрацией Казанской церкви занимается благотворительный фонд «Белый Ирис» . Благодаря пожертвованиям меценатов и средствам президентского гранта в рамках проекта «Возрождение сельских жемчужин» к марту 2020 года была полностью завершена консервация памятника, позволившая приостановить его разрушение. В настоящее время ведётся разработка реставрационного проекта .

Архитектура

Храмовый ансамбль села Курба

Храмовый ансамбль: Казанская церковь, Воскресенская церковь, колокольня. 2022 г.

Церковь Казанской иконы Божией матери является частью комплекса, в который входили также Воскресенская церковь с трапезной, две часовни (из них сохранилась лишь одна) и колокольня .

Воскресенская церковь построена в начале XVIII века (точная дата постройки неизвестна) и представляет собой типичный для своего времени бесстолпный пятиглавый храм, к которому в 1851 году была пристроена трапезная . В советский период храм был закрыт; в нём разместили Дом культуры . Лишившись глав и получив шиферную крышу, Воскресенская церковь приобрела неузнаваемый облик .

Рядом с Казанской церковью стоит высокая (более 60 м) колокольня. Возведённая неизвестными мастерами в 80-х — 90-х годах XIX века, она, как и сам храм, сложена из красного кирпича с резными белокаменными деталями. Квадратное в плане строение имеет пять постепенно убывающих ярусов и увенчано сложной формы главкой . Как пишет о ней Н. С. Борисов , «это величественное сооружение развитого классического стиля могло бы украсить любой губернский город» .

Казанская церковь

Казанская церковь в 2020 году

Казанская церковь отличается исключительно своеобразной композицией и чрезвычайно интересна по своей архитектуре . Она «относится к типу центрических пятиглавых церквей и представляет собой в плане шестнадцатилепестковую ротонду с четырьмя массивными столбами-опорами в центре и прямоугольниками крылец с западной и северной сторон» . Характеризуя русские церкви с лепестковым планом (то есть «с четырьмя или бо́льшим числом полукружий вокруг основного пространства»), В. И. Плужников отмечает, что церковь в Курбе — единственная, имеющая по периметру 16 апсидиол . Т. В. Юрьева также подчёркивает уникальность планировки храма и необычность его возникновения не в каком-либо крупном городе, а в ярославском селе . По заключению экспертов Государственного института искусствознания и Института наследия , Казанская церковь представляет собой уникальный памятник русского зодчества конца XVIII века . Её план и композиция не имеют аналогов в русской, а, возможно, и в мировой архитектуре .

Фондом «Белый Ирис» были проведены обмеры храма: его высота — 42 м, купола — 10 м, площадь — 706 м², диаметр — 30 м . Снаружи его оригинальное архитектурное решение воспринимается как «волнообразный цилиндрический объём» с треугольными пилястрами между лепестками . Второй ярус выполнен в виде невысокого четверика со срезанными углами; он служит основанием для высокого восьмигранного свода, близкого по форме к куполу и прорезанного четырьмя люкарнами . Свод несёт на себе центральную главу с небольшим восьмигранным световым барабаном; основанием остальных четырёх глав являются арки над люкарнами, украшенные внизу мелкими декоративными кокошниками . До нас церковь дошла покрытой простой покатой крышей, но возможно, что ранее её кровля имела более сложную форму, продиктованную конструктивным решением сводов (помимо основного сомкнутого свода в перекрытиях лепестков использовались также коробовый и крестовый типы) и повторявшую их профиль .

Вид с северо-восточной стороны

Наружное убранство храма составляют наличники окон первого и второго ярусов (с треугольным и полукруглым завершением соответственно); сходным образом оформлены и все три портала. Во втором ярусе имеются ложные окна, использовавшиеся в качестве киотов . Под кровлей, по всей длине объёма, проходит ступенчатый карниз .

Внутри основную тяжесть сводов несут на себе четыре монументальных пилона . Интерьер Казанской церкви поражает высотой подкупольного пространства; обилие света и богатство росписей, покрывающих стены сплошным ковром, придают ему парадный и праздничный вид .

Н. С. Борисов полагает, что мастера, возводившие храм, «вдохновлялись мотивами столичного барокко, смело сочетая их с традиционными приёмами ярославского зодчества XVII столетия» . Т. В. Юрьева также отмечает близость архитектурного стиля Казанской церкви к так называемому « нарышкинскому барокко », проявляющуюся в барочной выпуклости лепестков, центричности и ярусности конструкции, нарядности и декоративности . Вместе с тем, несмотря на то, что в отдельных своих чертах церковь имеет сходство с рядом других творений русского храмового зодчества XVIII века, как целое она остаётся единственной в своём роде .

Росписи

В 1796—1799 годах интерьеры храма были расписаны фресками , в общей сложности включающими около 350 сюжетов на библейские темы . Т. В. Юрьева отмечает, что те, кто их создавал, не могли быть рядовыми мастерами — «они прекрасно знали западноевропейские гравюры, были хорошо образованными и эрудированными людьми» . Стилистика росписей, по её мнению, не только продолжает ярославские традиции, но и несёт в себе черты барокко .

Общая схема росписей определяется структурой храма; они покрывают не только своды и стены, но и столбы, откосы окон, подоконники. Композиции располагаются ярусами, при этом каждый сюжет заключён в рамку или медальон. В куполе росписи полностью утрачены, в верхней части интерьера сильно повреждены; в нижней части свода угадываются изображения ангельских чинов .

Алтарное пространство, архитектурно не выделенное в силу центрической композиции храма, обозначено живописно: его центром является обращённый на восток широкий компартимент, завершающийся конхой , в которой изображён Спаситель в сиянии славы . В числе прочих росписей выделяются ветхозаветный, пасхальный, богородичный и христологический (наиболее сохранившийся) циклы. Из-за повреждений и разрушений значительная часть сюжетов не поддаётся идентификации .

Примечания

  1. , с. 92—93.
  2. , с. 97.
  3. , с. 98.
  4. , с. 93.
  5. Ольга Савичева. . АиФ-Ярославль (2018). Дата обращения: 17 марта 2023. 17 марта 2023 года.
  6. . Белый ирис . Дата обращения: 17 марта 2023. 4 февраля 2023 года.
  7. , с. 216.
  8. , с. 95, 158.
  9. Антон Размахнин. . МК (2020). Дата обращения: 17 марта 2023. 17 марта 2023 года.
  10. Наталья Кудряшова. . Комсомольская правда (2020). Дата обращения: 17 марта 2023. 17 марта 2023 года.
  11. Антон Размахнин. . РИА (2017). Дата обращения: 17 марта 2023. 17 марта 2023 года.
  12. Дмитрий Анохин. . Журнал Московской патриархии (2020). Дата обращения: 17 марта 2023. 13 июня 2021 года.
  13. , с. 98—99.
  14. , с. 98.
  15. , с. 95.
  16. , с. 99.
  17. , с. 321, 332.
  18. Иван Якубов. . Покров (2020). Дата обращения: 17 марта 2023. 17 марта 2023 года.
  19. , с. 94.
  20. , с. 100.
  21. , с. 101.
  22. , с. 81.
  23. , с. 82.
  24. , с. 81—83.

Литература

  • Борисов Н. С. Окрестности Ярославля. — М. : Искусство, 1984. — 160 с.
  • Монастыри и храмы земли Ярославской : Краткая иллюстрированная энциклопедия / Ред. Л. Шаматонова. — Рыбинск: Рыбинский дом печати, 2001. — Т. 3.
  • Плужников В.И. // Архив наследия. — 2015. — № 14. — С. 321—337.
  • Юрьева Т.В. // Верхневолжский филологический вестник. — 2017. — № 2. — С. 97—102.
  • Юрьева Т.В. // Верхневолжский филологический вестник. — 2017. — № 3. — С. 80—83.

Ссылки

  • . Соборы.ру .
  • А. Горяинов (фото). . Православие.ру (2021).
  • М. Дубинская. . Новые Известия (2021).
Источник —

Same as Церковь Казанской иконы Божией Матери (Курба)