Interested Article - Константинопольский собор (1727)

«Индульгенция» XVIII века с подписью патриарха Иерусалимского Авраамия , продававшаяся греческими монахами в Валахии

Константинопольский собор 1727 года поместный собор Православной церкви , утвердивший существовавшую неофициально практику выдачи индульгенций (т. н. «разрешительных грамот») восточными патриархами ( Константинопольским , Александрийским , Антиохийским и Иерусалимским ). Собор также осудил мнение, что право выдавать индульгенции принадлежит лишь римскому папе .

Предыстория

С XVI века греческие православные церкви испытывали большое влияние . Одним из последствий этого влияния стала практика выдачи верующим индульгенций, которые были названы «разрешительными грамотами» ( греч. συγχωροχαρτια — дословно грамоты прощения). Выдача данной грамоты осуществлялась за деньги и не была связана с участием верующего в таинствах покаяния и евхаристии . В XVIII веке иерусалимский патриарх Досифей II (1669—1707) писал о практике выдачи разрешительных грамот как о древней традиции в Церкви: «возобладал обычай и древняя традиция, которая известна всем, чтобы святейшие патриархи давали церковному народу грамоту об отпущении грехов» .

Решения Собора

Собор 1727 года был созван после усиления католической пропаганды на Ближнем Востоке . Собор принял «Исповедание веры», составленное патриархом Иерусалимским Хрисанфом и направленное против римо-католиков . Так, «Исповедание веры» осуждает изменение католиками Символа веры , догмат о филиокве , чистилище , теорию о тварных энергиях Бога, папский примат и папские индульгенции .

Собор утвердил в греческих церквях ранее неофициальную практику выдачи индульгенций («разрешительных грамот») и закрепил это право за четырьмя восточными патриархами: Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским. В 13-м пункте «Исповедания», принятого на Соборе, говорилось: «власть оставления грехов, которое, если подаётся письменно, Восточная Христова Церковь именует „разрешительными грамотами“, а латиняне — „индульгенциями“,.. даётся Христом в святой Церкви . Эти разрешительные грамоты выдаются во всей Соборной Церкви четырьмя святейшими патриархами: Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским» . Было осуждено также мнение, что индульгенции может выдавать лишь папа римский: «говорить, что власть давать [индульгенции] имеет только Римский папа, есть явная ложь» .

В работе Собора участвовали патриарх Константинопольский Паисий II , патриарх Антиохийский , патриарх Иерусалимский Хрисанф, а также 11 архиереев Константинопольского синода .

Последствия

По мнению публициста и православного богослова архимандрита Кирилла (Говоруна) , «приписывание патриархам (и только им, как видно из текста „Исповедания“) власти отпускать грехи и выдавать специальные грамоты было искажённым рудиментом древнего института „ Пентархии “, который сформировался после IV Вселенского собора и, безусловно, претерпел кризис в эпоху турецкого господства и распространения латинских влияний» .

«Разрешительные грамоты» были осуждены на как средство обогащения. В решениях Собора практика взимания католиками денег за отпущение грехов названа «ужасным и неслыханным злоупотреблением». При этом, как отмечает Кирилл (Говорун), несмотря на осуждение католических индульгенций, Собор 1838 года не дал должной богословской оценки практике выдачи «разрешительных грамот» в Греческой церкви. Факты выдачи индульгенций в греческих православных церквях фиксировались вплоть до середины XX века .

Примечания

  1. Прот. Валентин Асмус, М. В. Никифоров, П. В. Кузенков, Д. Е. Афиногенов, А. В. Бармин, М. М. Бернацкий, Диак. Павел Ермилов, А. Г. Дунаев, Л. А. Герд. // Православная энциклопедия . — М. , 2015. — Т. XXXVII : « Константин Корин ». — С. 299—343. — 752 с. — 33 000 экз. ISBN 978-5-89572-045-5 .
  2. С. Говорун . . Православие.ru . 23 сентября 2021 года.
  3. Еммануил (Каливас). . Азбука веры. 7 октября 2016 года.
  4. Holy Trinity Orthodox School. . Информационно-издательский отдел Саратовской епархии. 20 декабря 2021 года.

Литература

  • Говорун С. // Сретенский альманах. — 2001. — Вып. История и культура . — С. 45—48 .
  • Γιανναράς Χ. Ορθοδοξία και Δύσι στη Νεώτερη Ελλάδα (греч.) . — Graz, 1968. — P. 861—870.
  • Καρμίρης ᾿Ι. Ν. Τὰ Δογματικὰ κα συμβολικὰ μνημεῖα (греч.) . — Αθήνα, 1996. — P. 149—153.
Источник —

Same as Константинопольский собор (1727)