Interested Article - Дадзайфу Тэммангу

Дадзайфу Тэммангу ( яп. 大宰府天満宫 ) синтоистское святилище , расположенное в Дадзайфу , префектура Фукуока, Япония .

История и мифология

В храме поклоняются Тэндзину — божеству науки, поэзии и каллиграфии в синтоизме , в качестве которого почитается Сугавара-но Митидзанэ , учёный и поэт IX века. Сугавара (845—903), занимавший вторую по значимости в государстве должность правого министра, был отстранён от неё в результате интриг соперников и отослан в Дадзайфу на острове Кюсю . Недолго прослужив там временным управителем, в 903 году он скончался .

Согласно легенде, Сугавара был похоронен на том месте, где остановился бык, тянувший повозку с его телом . В 905 году его ученик Умасакэ но Ясуюки возвёл там небольшую кумирню . Произошедшие вскоре несчастья в Киото были приписаны мести разгневанного духа Сугавара-но Митидзанэ. Для его умиротворения двор оказал ему всяческие милости, и его духу стали поклоняться в храме в Дадзайфу и в Китано-Тэммангу в Киото . Со временем образ гневного духа трансформировался в божество науки Тэндзина .

С 1871 по 1946 год святилище было официально причислено к кампэй тюся ( яп. 官幣中社 средние императорские храмы ) — второй по старшинству категории поддерживаемых государством святилищ .

Архитектура и храмовая территория

Тобиумэ («летающая слива»)

Святилище расположено на поросшей лесом территории площадью около 12 км² . Также в храме растут сосны, камфоровые деревья и около 6000 сливовых деревьев 197 сортов . Во внутреннем дворе, справа перед фасадом, растёт сливовое дерево, называемое тобиумэ ( яп. «летающая слива» ) . По легенде, оно было любимым деревом Сугавары и, когда того сослали на Кюсю, так скучало по нему, что перелетело к нему из Киото .

Первые тории храма расположены у городского вокзала. Вход на храмовую территорию отмечают три гранитных тории, расположенные вплотную друг к другу. Оттуда сандо (храмовая тропа) проходит мимо пруда, заросшего ирисами, и пересекает пруд синдзи-икэ («пруд сердца»), имеющий форму иероглифа «сердце» ( яп. ) , по двум изогнутым мостикам тайкобаси ( яп. 太鼓橋 , «барабанный мост») , сиволизирующие жизненные трудности .

Далее сандо ведёт через пятипролётные ворота ромон , рядом с которыми расположена тэмидзуя .

Нынешний хондэн (главное здание) был построен в 1591 году и характерен для архитектуры периода Адзути-Момояма (1574—1600). Стиль хондэна напоминает нагарэ-дзукури , но на стороне, параллельной коньку, расположен дополнительный щипец в стиле карахафу . Хондэн соединён с хайдэном подобно храмам в стиле гонгэн-дзукури , но в Дадзайфу Тэммангу они объединены под одной крытой кипарисом крышей, что указывает на буддистское влияние. Внутренний двор полностью окружён коридором кайро , соединяющим хондэн и ромон .

Кроме того, на территории святилища расположен музей, посвящённый его истории и личности Сугавара-но Митидзанэ, и несколько небольших святилищ, важнейшими из которых являются Накасима-дзиндзя и Тэнкай-Инари-дзиндзя . В непосредственной близости от святилища расположен буддийский храм Комёдзи, с которым связана легенда о том, как Сугавара отправился в Китай и там изучал дзэн .

Мацури и ритуалы

Каннуси перед священным зеркалом в храме

В храме отмечают несколько мацури (синтоистских праздников). 7 января проводится праздник усокаэ («обмен снегирей», название которого основано на омофоничности японских слов «снегирь» ( яп. усо ) и «ложь» ( яп. усо ) . На празднике принято покупать деревянную фигурку снегиря и рассказывать ему о своих бедах, о которых снегирь «лжёт», обращая их в счастье. В тот же день проводится ритуал онисубэ — «изгнание чертей» с помощью огня .

Кёкусуй-но эн — возрождённое праздненство эпохи Хэйан — включает в себя сочинение стихов вака поэтами в хэйанских костюмах. Стихотворение должно быть готово к тому моменту, как до поэта доплывёт пущенная по ручью чарка сакэ. На том же празднике исполняется «танец летающей сливы» .

Главный храмовый праздник проводится 21-25 сентября. На праздник местные жители, одетые в старинные костюмы, проносят по городу микоси (божественный паланкин). Кульминация праздника — ритаульные танцы кагура , испоняемые вечером 25 сентября при свете тысяч свечей .

Так как Тэндзин является божеством учёности, 18 октября, перед началом второго семестра в японских учебных заведениях, в храме проводится моление за успех на экзаменах для всех, посетивших храм в этом месяце .

Больше всего посетителей приходят в храм на новый год ( хацумодэ ) и в конце февраля, когда расцветает слива .

Примечания

  1. Cali, Joseph. Shinto Shrines: A Guide to the Sacred Sites of Japan's Ancient Religion (англ.) . — Honolulu, 2013. — P. 267—271. — 328 p. — ISBN 9780824837754 .
  2. B. А. Федянина. Основные святилища и их устройство // Боги, святилища, обряды Японии - энциклопедия синто / под ред. И. С. Смирнова. — Москва: изд. центр РГГУ, 2010. — С. 171. — (Orientalia etClassica - труды Института восточных культур). — ISBN 978-5-7281-1087-3 .
  3. (яп.) . Dazaifu-Tenmangu. Дата обращения: 1 апреля 2021. 3 марта 2021 года.
  4. B. А. Федянина. Мифы и божества // Боги, святилища, обряды Японии - энциклопедия синто / под ред. И. С. Смирнова. — Москва: изд. центр РГГУ, 2010. — С. 91—92. — (Orientalia etClassica - труды Института восточных культур). — ISBN 978-5-7281-1087-3 .
  5. (англ.) . Dazaifu City Japan Heritage Utilization Council - Dazaifu City Education Committee Department of Cultural Assets. Дата обращения: 17 ноября 2021. 17 ноября 2021 года.
  6. (англ.) . Dazaifu-Tenmangu. Дата обращения: 17 ноября 2021. 17 ноября 2021 года.
  7. (англ.) . Dazaifu-Tenmangu. Дата обращения: 17 ноября 2021. 17 ноября 2021 года.
Источник —

Same as Дадзайфу Тэммангу