Interested Article - Зиу

Зи́у ( осет. зиу, зеу ) — осетинский обычай трудовой взаимопомощи в сельской общине .

Помощь в сельскохозяйственных, строительных и других трудоёмких работах оказывали бедным, сиротам, а также пострадавшим от падежа скота , стихийных бедствий: оползней, наводнений, схода лавин, засух . Зиу мог быть механизмом обустройства или обновления инфраструктуры, нужной для всего села — например, дороги или моста .

Зиу устраивали в выходной день, обыкновенно в субботу . Работа включала в себя объединяющие ритуалы — совместную трапезу и песнопения — и проходила в виде соревнования. Участники зиу ( осет. зиууӕттӕ ) стремились превзойти друг друга в работе, признанный победитель зиу пользовался уважением, его чествовали почётным бокалом на вечернем угощении, которое обычно завершало зиу . Соревнование могло устраиваться также между небольшими группами работников, тогда награда доставалась победившей группе .

Помимо трудовой помощи, пострадавшим дарили телят, коз, овец, домашнюю птицу .

Современность

В 1899 году термином зиу в русском тексте своего открытого письма на страницах газеты «Казбек» воспользовался народный осетинский поэт Коста Хетагуров , призывая добровольцев на помощь пострадавшим от пожара в станице Черноярской (тогда выгорел 21 двор) .

В 1914 году в газете «Кавказское слово» С. Каргинов рассказывает о помощи осетин семьям, оставшимся без кормильца в связи с началом войны :

Сами жители аулов ... на широких началах выполняют в отношении к семьям военнослужащих так называемый обычай «зиу». По этому обычаю на обязанности жителей всего аула издревле лежит поддерживать существование тех бедняков — вдов, сирот, дряхлых стариков и старух в ауле, кои собственными силами не в состоянии добывать себе кусок хлеба .

Термин зиу продолжает использоваться в современных контекстах , например: зиу во Владикавказе по борьбе с амброзией , зиу в Осетинской слободе по уборке территории вокруг святилища , зиу в Цхинвале по уборке города после зимы и др.

Лучший традиционный обычай — зиу, пройдя тысяче­летнее испытание жизнью, не только сохранился в нашем быту, но и является составной частью нашей общественной жизни. Он относится к числу тех прогрессивных нацио­нальных традиций, над которыми время не властно, кото­рые служили прошлым, служат нынешним и будут служить грядущим поколениям. Л. А. Чибиров

В культуре

Обычай зиу и соревновательный характер труда участников зиу упоминаются в популярной народной «Песне косарей» ( осет. Хосдзауты зарӕг ), иногда называемой «Песней участников зиу» ( осет. Зиууӕтты зарӕг ) .

По сложившейся традиции «Песню косарей» исполняют болельщики футбольного клуба «Алания» для поддержки своей команды перед игрой на стадионе и на других событиях .

См. также

Примечания

  1. Чибиров Л. А. . — Владикавказ: Ир, 1995. 23 января 2022 года.
  2. . hetagurov.ru . Дата обращения: 23 января 2022. 12 мая 2022 года.
  3. Кулумбегов Р. // Южная Осетия : газета. — 2017. — 4 июля ( № 95 ). 24 января 2022 года.
  4. . Iryston Tv . Дата обращения: 23 января 2022. 23 января 2022 года.
  5. . Iryston Tv (15 июня 2019). Дата обращения: 23 января 2022. 23 января 2022 года.
  6. . Iryston Tv (23 августа 2021). Дата обращения: 23 января 2022. 23 января 2022 года.
  7. (осет.) . Хурзæрин (25 апреля 2019). Дата обращения: 23 января 2022. 23 января 2022 года.
  8. (осет.) . АЛАНИЯинформ . Дата обращения: 24 января 2022. 24 января 2022 года.
  9. . gol.ru . Дата обращения: 24 января 2022. 24 января 2022 года.
Источник —

Same as Зиу