Interested Article - Скрипка Энгра (фотография)

«Скрипка Энгра» ( фр. Le Violon d'Ingres ) — чёрно-белая фотография американского и французского художника и фотографа Ман Рэя , близкого к дадаистам и сюрреалистам , созданная в Париже в 1924 году и опубликованная в журнале Littérature в июне того же года. Работа отсылает к нескольким ню лидера европейского академизма XIX века Жана Огюста Доминика Энгра , а также к связанному с художником фразеологизму « Скрипка Энгра ». На снимке Рэй остроумно обыграл сходство обнажённого женского тела с очертаниями скрипки, придав сюрреалистической работе несколько смыслов.

«Скрипка Энгра» считается одной из наиболее известных фотографий не только самого автора, но и сюрреализма в целом. В мае 2022 года аукционный дом Christie’s продал авторский отпечаток с первого негатива за $12,4 млн, что сделало «Скрипку Энгра» самой дорогой фотографией в истории .

Создание

Обосновавшийся в 1921 году в Париже американец Ман Рэй был большим поклонником творчества лидера европейского академизма XIX века Жана Огюста Доминика Энгра . Поэтому в его фотографии «Скрипка Энгра» прослеживается влияние такой картины художника как « Купальщица Вальпинсона », законченной в 1808 году. Кроме того, Энгр позднее неоднократно возвращался в своём творчестве к образу сидящей спиной обнажённой женщины. Среди таких его работ получила значительную известность картина- тондо « Турецкие бани » (1863), где на первом плане выделяется обнажённая женщина, играющая на мандолине . Кроме того, на обоих полотнах сидящие женщины изображены обнажёнными и в тюрбане. Ещё одна отсылка к творчеству художника содержится в названии фотографии, что было обыграно сюрреалистом при помощи игры слов и привнесло в фотографию дополнительный смысл. Дело в том, что « скрипка Энгра » — это французский фразеологизм , означающий увлечение, слабость какого-либо известного человека, непрофессиональное занятие, второе призвание, хобби . Его возникновение связано с продолжительным увлечением Энгра — игрой на скрипке. Он с ранних лет получил художественное и музыкальное образование, занимался игрой на этом инструменте и даже несколько лет выступал в качестве второй скрипки в оркестре тулузского оперного театра . Став знаменитым художником, признанным главой школы он не бросил своего увлечения. В свободное время играл на любимом инструменте, гордясь своими успехами, неоднократно демонстрируя знакомым свои навыки в этой области. Со временем идиома получила распространение, причём не только во французской культуре, став известной и в других странах . О соотношении фразеологизма и фотографии искусствовед Йенс Смит писал, что такая отсылка вносит ещё большую неопределённость в концепцию произведения, по его мысли, «балансирующего между объективацией и изображением красоты модели, причём с изрядной долей юмора» . Авторы издания «Фотография. Всемирная история» отмечая сюрреалистический характер произведения, писали, что представив свою модель в виде «„энгроподобной“ одалиски » Рэй вероятно провозглашал женское тело своим собственным violon d'Ingres [хобби] .

Жан Огюст Доминик Энгр. « Турецкие бани », 1863. Лувр , Париж

Американец сделал несколько фотографий, на которых натурщицей выступила одна из самых известных моделей и муз художников Парижской школы 1920-х годов — Кики с Монпарнаса , с которой американец встречался на протяжении ряда лет начиная с 1921 года . Как и на ню у Энгра, «королева Монпарнаса» запечатлена художником со спины. Она сидит обнажённая до пояса, с двумя нарисованными Рэем карандашом и тушью резонаторными отверстиями на спине (известными как эфы) в форме латинской буквы f , чтобы силуэт её тела напоминал скрипку . Первоначально он нанёс эти резонаторные отверстия на оригинальную (первую) фотографию, а затем сделал снимок полученных изменений . При этом по замыслу автора, в результате было остроумно обыграно «сходство форм сидящей спиной к зрителю обнажённой женщины и очертаний музыкального инструмента» . Зрителю не видны её опущенные ноги, а руки находятся спереди и скрыты за туловищем. Видимо это также было вызвано тем, чтобы «зритель должен видеть её формы как инструмент, а не как тело женщины». Кроме того, разделение изображения было одной из частых сюрреалистических практик. Также сокрытие конечностей способствовало большему отождествлению женского тела и музыкального инструмента, отсылало к «традиции превращения музыки в аллегорию любовной игры». Бедра Кики обёрнуты тканью, а сама она сидит на покрывале в клетку. Лицо повернуто на три четверти влево, открывая профиль и длинную серьгу-подвеску на её левом ухе. На голове повязан полосатый тюрбан, под которым виднеется модная в те годы короткая женская причёска — «боб». Предполагается, что восточный головной убор был использован не только в качестве отсылки к полотнам Энгра, но и для снижения индивидуальности модели, достижения большей абстрактности. Ткани и тюрбан, кроме того, придают большую эротичность изображению. Свет исходит справа и почти равномерно освещает спину женщины, тело которой выделяется своей белизной на общем тёмном фоне фотографии .

Последующие события

Ман Рэй в 1934 году

Фотография была впервые опубликована в сюрреалистическом журнале Littérature («Литература»; 1919—1924) в июне 1924 года . В 1993 году авторский снимок, ранее принадлежавший основоположнику сюрреализма Андре Бретону , попал в собрание парижского центра Помпиду . Со временем работа Ман Рэя была признана одной из наиболее известных фотографий не только самого автора, но и сюрреализма в целом . Она оказала влияние на развитие фотоискусства и к ней неоднократно обращались другие художники. Так, отсылка к работе Ман Рэя содержится в одной из самых влиятельных фотографий в мире моды — « Корсет от Мейнбокера », созданной его парижским знакомым Хорстом П. Хорстом в 1939 году .

14 мая 2022 года аукционный дом Christie’s продал снимок за $12,4 млн, что стало установлением сразу двух рекордов. Так, он стал самым дорогим произведением мастера и самой дорогой фотографией в истории . Объектом торгов стал авторский отпечаток, сделанный после съёмок с первого негатива. Он принадлежал американским коллекционерам Розалинде Герстен Джейкобс и Мелвину Джейкобсу. Снимок анонсировался как «одна из самых знаковых работ XX века», про него отзывались как о «завораживающем сюрреалистическом изображении», которое «одновременно романтическое, загадочное, плутовское и игривое, захватывало умы всех [поклонников фотоискусства] на протяжении почти 100 лет». До этого наивысшая цена на фотографию удерживала работа Андреаса Гурски « Рейн II », проданная в 2012 году на аукционе Christie’s за $4,3 млн .

Примечания

  1. (фр.) . Centre Pompidou . Дата обращения: 30 мая 2022. 21 марта 2022 года.
  2. , с. 147.
  3. , с. 281.
  4. . Музеи России (2005). 21 сентября 2021 года.
  5. , с. 66.
  6. , с. 266—267.
  7. (англ.) . The J. Paul Getty in Los Angeles . Дата обращения: 21 сентября 2021. 20 октября 2021 года.
  8. , с. 214.
  9. , с. 236—237.
  10. , с. 336.
  11. , с. 267.
  12. , с. 237.
  13. Натэлла Войскунская. . www.tg-m.ru . Дата обращения: 23 сентября 2021. 9 мая 2021 года.
  14. Robin Muir. (англ.) . British Vogue (22 июня 2021). Дата обращения: 30 мая 2022. 28 апреля 2022 года.
  15. . Forbes.ru . Дата обращения: 21 мая 2022. 21 мая 2022 года.

Литература

  • Коллектив авторов. 1001 фотография, которую нужно увидеть = 1001 Photographs You Must See Before You Die / Главный редактор Пол Лоу. Предисловие Фред Ритчин. — М. : ООО «Магма», 2018. — ISBN 978-5-93428-113-8 .
  • Фотография. Всемирная история = Photography: The Whole Story / Под ред. Д. Хэкинг. Перевод с английского Джулии Карризи. — М. : Магма, 2014. — 576 с. — ISBN 978-5-93428-090-2 .
  • Бусев М. А. Мэн Рэй // Энциклопедический словарь сюрреализма / Сост. Т. В. Балашова, Е. Д. Гальцова. — М. : ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, 2007. — С. 336—337. — 584 с. — ISBN 987-5-9208-0274-х.
  • Назарян А. Г. Почему так говорят по-французски. Происхождение и толкование идиоматических выражений. — М. : Наука, 1968. — 352 с.
  • Скоробогатова Т. И. Блики истории во французской фразеологии. Словарь-справочник историко-этимологических толкований. — Ростов-на-Дону: Издательство РИПК и ППРО, 2015. — 154 с. — ISBN 978-5-7212-0543-9 .
  • Смит, Йен Хейдн. Главное в истории фотографии. Жанры, произведения, темы, техники = The Short Story of Photography: A Pocket Guide to Key Genres, Works, Themes & Techniques / Пер. с англ. А. Агапова; науч. ред. М. Доможилов, Ф. Доможилова-Каплан. — Манн, Иванов и Фербер, 2021. — 224 с. — ISBN 978-5-00169-610-0 .
Источник —

Same as Скрипка Энгра (фотография)