Interested Article - Хайруллин, Ильдар Зиннурович

Ильдар Зиннурович Хайруллин ( тат. Илдар Зиннур улы Хәйруллин ; род. 6 июня 1950 , Казань , Татарская АССР , РСФСР , СССР ) — советский и российский татарский актёр , педагог , режиссёр . Заслуженный артист Российской Федерации (1999). Народный артист Татарской ССР (1991), заслуженный артист Татарской АССР (1982).

Биография

Ильдар Зиннурович Хайруллин родился 6 июня 1950 года в Казани . Через некоторое время вместе с родителями переехал в Сабинский район , а затем в Лениногорск . Ходил в русский детский сад, учился в русской школе . Учился плохо, не любил математику и физику, с детства интересовался театром и мечтал стать актёром .

После окончания восьмого класса школы некоторое время работал учеником токаря в нефтяной конторе, а в 1966 году уехал в Казань поступать в Казанское театральное училище . Практически не зная татарского языка , планировал учиться в русской группе, но не был туда взят из-за внешности, однако попал в татарскую группу, сыграв на вступительных экзаменах этюд без слов . Учился на курсе у М. Х. Салимжанова , однокурсниками Хайруллина были Д. Н. Кузаева , , , к концу обучения он выучил язык в достаточной степени . После окончания училища в 1970 году был принят в труппу Татарского государственного академического театра имени Г. Камала .

Одновременно, с 1975 года преподаёт актёрское мастерство в Казанском театральном училище , а также в Казанском институте культуры , специализируясь на предмете актёрского мастерства . В числе известных учеников — Ф. Р. Бикчантаев , , , Р. И. Гайнутдин , Р. Р. Минекаев . На протяжении ряда лет является участником жюри различных фестивалей, председателем аттестационной комиссии в Уфимском государственном институте искусств .

В 1982 году стал заслуженным артистом Татарской АССР , в 1991 году — народным артистом Татарской ССР , а в 1999 году получил звание заслуженного артиста Российской Федерации . В 2014 году подписал открытое письмо деятелей культуры России в поддержку позиции президента России В. Путина по Украине и Крыму . В 2020 году отметил 70-летний юбилей . Активно высказывает своё мнение по различным вопросам , озабочен проблемами сохранения татарского языка, развития национального театра и драматургии .

Очерк творчества

Известен как многоплановый актёр , стремящийся передать внутреннее содержание образа через яркую выразительную внешнюю форму . Поначалу был задействован в ведущих юношеских ролях, затем перешёл на острохарактерные образы и на отрицательных персонажей . В целом, творчество Хайруллина критиками делится на три условные группы — образы положительных молодых героев, своих современников, только вступающих в жизнь; уже повзрослевшие, но ещё сравнительно молодые герои, как положительные, так и отрицательные, познавшие драматические стороны жизни; и эксцентричные, фарсовые персонажи с отточенной, графически четкой формой комизма и уморительности . Благодаря выразительным сценическим данным, явному актёрскому темпераменту, широкому творческому диапазону довольно скоро стал одним из ведущих мастеров театра Камала . С первых же ролей привлёк внимание зрителя динамикой и активностей сцен, в которых был задействован, своей убедительностью в передаче мотивов поведения героя, умелым раскрытием психологической глубины и остроты драматического конфликта . Замечательной в этом плане является роль деревенского парня Сайфуллы в спектакле «Молодые сердца» Ф. Бурнаша , где Хайруллин воплотил шустрого балагура и заводилу, получающего удовольствие от собственных импровизаций и заставляющего других безудержно смеяться .

Свидетельством быстрого роста мастерства Хайруллина как актёра стало создание им в 1981 году неожиданного и непривычного для себя образа Поэта в спектакле «У совести вариантов нет» Т. Миннуллина . Как персонаж, выступающий от имени автора, Поэт размышляет о месте подвига в жизни человека и является связующим звеном всего действия спектакля о поэте-герое М. Джалиле . Вся роль Хайруллина пронизана мыслью, его герой мучается, ищет, радуется, негодует. Он то падает на колени перед Джалилем и как свой входит в тюремную камеру джалильцев , то присядет в сторонке и пристально всматривается в лица героев, либо захлёстнутый эмоциями бежит к Розенбергу и к Каину . Поэт метается, он пытается узнать, в чем корни и истоки мужества Джалиля и его товарищей. Подхватывая последние строки спетой перед казнью песни, Поэт/Хайруллин несёт её дальше, как бы продолжая дела джалильцев. Он напоминает всем живущим о величии и бессмертии героев, проводя мысль о том, что за смертью всё не кончается, после человека остаётся идея, которую нужно нести дальше и жить его именем. Хайруллин справился с такой трудной ролью, а образ Поэта стал одним и запоминающихся в его творчестве . К джалилевской теме Хайруллин подошёл ещё в 1968 году, когда 17-летним студентом снялся в фильме « Моабитская тетрадь » режиссёра Л. А. Квинихидзе и сыграл роль Зайни. Фильм получил известность, выведя тему подвига сына татарского народа на всесоюзный уровень, а Хайруллина стали узнавать на улицах .

Для создания характеристик ряда своих персонажей Хайруллин умело использует эксцентричные и фарсовые краски, демонстрируя при этом профессиональное владение всеми средствами сценической выразительности . Свидетельством появления такой новой грани творчестве актёра стала роль оборвыша Абдулича в спектакле «Бег­ле­цы» Н. Исан­бе­та . Хайруллин практически примерил на себя маску Ч. Чаплина — длинный красный нос, взлохмаченные волосы, забавные выражения физиономии, замызганный пиджачок и узкие брючки с дырявыми башмаками. Однако, за такой яркой театральной выразительностью актёром был показан пустой и никчёмный человек, «великий» лишь в своих претензиях . Найденные при создании образа Абдулича средства выразительности прослеживаются и в других ролях Хайруллина, как-то у жалкого и нелепого Ка­ран­ды­шева из « Бесприданницы » А. Н. Ост­ровс­ко­го , у Труф­фаль­ди­но в спектакле « Слуга двух господ » по К. Голь­до­ни , лукавого, верткого, умеющего выбраться из любой тупиковой ситуации, или же у Пеппи­но в комедии «Суб­бо­та, воск­ре­сенье, по­не­дель­ник» Э. де Фи­лип­по , усталого и задёрганного жизнью человека . Как положительные, так и отрицательные, сугубо драматические и комедийно-эксцентрические роли и образы, созданные Хайруллиным на протяжении нескольких десятилетий, иной раз даже путём простого молчания или взгляда выразительных глаз, демонстрируют убедительную многомерную жизненность, психологическую законченность, узнаваемость людских характеров, особую человеческую пронзительность, свидетельствуют о его замечательном актёрском мастерстве .

В числе наиболее значительных ролей — Сайфулла («Молодые сердца» Ф. Бурнаша ), Алим («Су­мер­ки» А. Ги­ля­зо­ва ), Ис­ма­гил («Че­ты­ре же­ни­ха Ди­ляф­руз»), Гри­го­рий («Ко­нок­рад»), Поэт («У ­со­вес­ти ва­ри­ан­тов нет»), Ха­бир («Лю­бов­ни­ца» Т. Мин­нул­ли­на ), Та­гир («Ес­ли лю­бовь нас­то­я­ща­я» Х. Ва­хи­та ), Аб­ду­лич («Бег­ле­цы» Н. Исан­бе­та ), Иль­яс («Ка­занс­кое по­ло­тен­це»), Ис­ма­гил («У­гас­шие зв­ез­ды» К. Тин­чу­ри­на ), Мухаметжан (Банкрот Г. Камала ), Жан­бай («И­де­гей» ), Вор («Вор» ), Ин­саф («П­ри­е­ха­ла ма­ма» ), За­кир («Ре­естр люб­ви»), Хамза («GO! Баламишкин» Ф. Бу­ля­ко­ва ), Же­них («Же­них и не­вес­та» М. Байд­жи­е­ва ), Тай­му­раз («Не бес­по­кой­ся, ма­ма» Н. Дум­бад­зе ), Вершинин (« Три сестры » А. П. Чехова ), Ка­ран­ды­шев (« Бесприданница »), Ху­до­ба­ев (« Светит, да не греет » А. Н. Ост­ровс­ко­го ), Мак­сим («Как звез­ды в не­бе» по М. Горь­ко­му ), Плетнев («Солдатская вдова» Н. Анкилова ), Труф­фаль­ди­но (« Слуга двух господ » К. Голь­до­ни ), Лау­рен­сио («Ду­роч­ка» Л. де Ве­га ), Пеппи­но («Суб­бо­та, воск­ре­сенье, по­не­дель­ник» Э. де Фи­лип­по ), Петруччо (« Укрощение строптивой » У. Шекспира ) .

Одновременно с актёрской деятельностью, с 1975 года начал пробовать себя в режиссуре, поставил несколько десятков спектаклей на сценах театра Камала, а также для районных коллективов, в том числе , Набережночелнинского и Альметьевского татарского драматического театров . Критикой выделяются такие постановки, как «Сююмбике выбирает жениха» Ф. Яруллина , «Любовница», «Четыре жениха Диляфруз» Т. Миннуллина , «Пуля», «Случайная остановка» , «Давай поженимся» Н. Гаитбая , «Дело было в переулке» , «Моя теща» Г. Д. Хугаева , «Украденное счастье» И. Я. Франко , «Ретро» А. М. Галина , «Мамуля» . Внимание привлёк ремейк спектакля «У совести вариантов нет» Т. Миннуллина , где режиссёр Хайруллин вернулся к роли Поэта , большой резонанс получил также и его спектакль «Смелые девушки» Т. Гиззата . Также активно снимается в татарских фильмах и сериалах , например, « Зулейха открывает глаза » , «Живы ли вы?» И. Р. Ягафарова , «823 километр» . Основой актёрской работы Хайруллин считает старательность и любовь к профессии , а самого себя полагает лишь актёром, интересующимся режиссурой .

Я не настолько выдающийся, чтобы с кем‑то себя сравнивать. Каждый из нас - индивидуален. Ценность в том, что мы друг на друга не похожи, мы все разные, мне это и нравится. А на кого‑то быть похожим, тем более человеку искусства - это не очень хорошо. Я однажды в интервью сказал, что для актёра не должно быть эталонов. Если какой‑то актёр нравится, то начинаешь подражать ему. Нельзя в искусстве подражать. А в газете поставили заголовок: «Хайруллин против кумиров». Дело же не в этом. Можно на кого‑то обращать внимание, но не стоит копировать. Ильдар Хайруллин, 2016 год .

Награды

На вручении медали с полномочным представителем президента РФ И. А. Комаровым и президентом РТ Р. Н. Миннихановым , 2020 год

Личная жизнь

Жена — Алсу Гайнуллина (р. 1954), народная артистка Российской Федерации (1996) и Татарской АССР (1987), лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая (2012) . Сын — (р. 1974), народный артист Республики Татарстан (2015), лауреат премии имени Тукая (2019) . Есть внуки .

Примечания

  1. , с. 163.
  2. Эльмира Сираҗи. . (16 сентября 2020). Дата обращения: 8 августа 2022.
  3. ТНВ (30 октября 2020). Дата обращения: 8 августа 2022. 4 декабря 2021 года.
  4. Айрат Нигматуллин. . Бизнес Online (28 апреля 2019). Дата обращения: 8 августа 2022. 9 августа 2022 года.
  5. Данил Губайдуллин. . (7 декабря 2021). Дата обращения: 8 августа 2022. 1 августа 2018 года.
  6. Анастасия Тонконог. . (16 февраля 2022). Дата обращения: 8 августа 2022. 8 августа 2022 года.
  7. , с. 326.
  8. Рузилә Мөхәммәтова. . (1 октября 2020). Дата обращения: 8 августа 2022. 1 октября 2022 года.
  9. , с. 164.
  10. , с. 622.
  11. , с. 328.
  12. Айрат Нигматуллин, Анастасия Попова. . Бизнес Online (17 декабря 2023). Дата обращения: 23 января 2024.
  13. Татьяна Мамаева. . Бизнес Online (13 апреля 2014). Дата обращения: 8 августа 2022. 9 августа 2022 года.
  14. . Министерство культуры Российской Федерации (9 октября 2017). Дата обращения: 8 августа 2022. 15 января 2021 года.
  15. Рузилә Мөхәммәтова. . (31 октября 2020). Дата обращения: 8 августа 2022. 9 августа 2022 года.
  16. Руфия Фазылова. . Журнал «Татарстан» (28 июля 2020). Дата обращения: 8 августа 2022. 9 августа 2022 года.
  17. , с. 192.
  18. , с. 241—242.
  19. , с. 326—328.
  20. , с. 327.
  21. Илдар Хәйруллин. . — Журнал «Казан утлары» . — 2015. — № 3 (1109). — С. 172—173. — 192 с.
  22. . : [ 9 августа 2022 ]. — Журнал «Казан утлары» . — 2014. — № 8 (1102). — С. 173—175. — 192 с.
  23. . . (12 февраля 2015). Дата обращения: 8 августа 2022.
  24. , с. 327—328.
  25. , с. 192—193.
  26. , с. 147.
  27. , с. 163—164.
  28. Ляля Гайфутдинова. . Газета «Челнинские известия» (18 декабря 2019). Дата обращения: 8 августа 2022.
  29. . Альметьевский татарский государственный драматический театр . Дата обращения: 8 августа 2022. 27 октября 2021 года.
  30. Люция Камалова. . (7 мая 2010). Дата обращения: 8 августа 2022. 9 августа 2022 года.
  31. . Министерство культуры Республики Татарстан (7 мая 2010). Дата обращения: 8 августа 2022.
  32. Елена Чернобровкина, Радиф Кашапов, Александр Андреев, Эльвира Самигуллина. . Бизнес Online (22 марта 2014). Дата обращения: 8 августа 2022. 19 июня 2022 года.
  33. Айсылу Хафизова. . (14 апреля 2020). Дата обращения: 8 августа 2022. 9 августа 2022 года.
  34. Айрат Нигматуллин. . Бизнес Online (18 января 2021). Дата обращения: 8 августа 2022. 9 августа 2022 года.
  35. Лиля Шайхутдинова. . (4 августа 2022). Дата обращения: 8 августа 2022. 9 августа 2022 года.
  36. Екатерина Калинина. . (15 сентября 2016). Дата обращения: 8 августа 2022. 19 января 2022 года.
  37. . Президент Российской Федерации (22 ноября 1999). Дата обращения: 8 августа 2022. 20 ноября 2017 года.
  38. . Газета «Республика Татарстан» (3 июля 2020). Дата обращения: 8 августа 2022. 9 августа 2022 года.
  39. . Министерство культуры Республики Татарстан (6 декабря 2019). Дата обращения: 8 августа 2022. 9 августа 2022 года.
  40. . Татарский театр имени Галиасгара Камала (7 ноября 2021). Дата обращения: 24 сентября 2022. 24 сентября 2022 года.
  41. . Татарский театр имени Галиасгара Камала . Дата обращения: 8 августа 2022. 12 августа 2022 года.
  42. . Татарский театр имени Галиасгара Камала . Дата обращения: 8 августа 2022. 9 августа 2022 года.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Хайруллин, Ильдар Зиннурович