Interested Article - Совесть (фильм, 1968)

«Со́весть» — советский чёрно-белый художественный фильм режиссёра Владимира Денисенко , снятый в 1968 году (согласно финальным титрам, в 1969 году), однако не выпущенный в прокат по цензурным соображениям и впервые показанный на экране лишь в 1990 году. Фильм, действие которого происходит в годы Великой Отечественной войны на территории оккупированной Украины, рассказывает об убийстве партизанами немецкого офицера, в результате чего немцы расстреливают всех жителей деревни.

Фильм относят к направлению украинского поэтического кино . Он входит в число 100 лучших фильмов в истории украинского кино .

История

По воспоминаниям Вячеслава Криштофовича , тогда студента и одного из участников съёмок, во время съёмок «Совести» Денисенко чувствовал себя наиболее раскрепощённо, на него никто не давил. Сама история, изначально написанная Василием Земляком , была взята из его жизни и была почти что документальной. Фильм снимался без финансирования, как дипломная работа участвовавших в нём студентов Института театрального искусства имени И. К. Карпенко-Карого , в котором преподавал Денисенко. Съёмки проходили в селе Копылов в Макаровском районе Киевской области , где находилась усадьба Н. К. фон Мекка с заброшенным садом (первым секретарём райкома был брат Василия Земляка). По завершении в прокат фильм принят не был, потому что в нём не была показана направляющая роль партии и комсомола .

По словам сына режиссёра, Александра Денисенко , он искал сохранившуюся плёнку с фильмом вместе с актёром Николаем Олейником . В 1986 году плёнку удалось найти в Музее Довженко при киностудии , однако её снова украли, и было заведено уголовное дело о краже. Лишь осенью 1988 года плёнку в коробках подбросили на киностудию прямо на улице под дождём. После этого было получено финансирование на реставрацию фильма, в чём большую помощь оказал Юрий Олененко .

Фильм был восстановлен в 1989 году. Мировая премьера фильма состялась в 1990 году на Монреальском кинофестивале . Фильм также был показан на имени Ивана Миколайчука в 1991 году и получил там приз жюри кинокритиков .

Сюжет

Идёт Великая Отечественная война . В сельской местности на территории оккупированной Украины комендант, офицер вермахта , расстреливает связанных мирных жителей, сбрасывая трупы в яму.

Мужчина и женщина просыпаются утром в одной постели. Женщина одевается и уходит, её увозит полицай на мотоцикле — она работает у немцев переводчицей. Мужчина приходит в сад, где комендант беседует и ест груши с женщиной-немкой. Мужчина стреляет в них из пистолета, однако не попадает. Комендант приказывает полицаям в трёхдневный срок найти нападавшего.

Тот же мужчина с товарищем едут вдоль дороги на велосипеде. Их останавливает машина, из которой выходит и допрашивает их комендант. Начинается схватка, в которой мужчине удаётся убить офицера, однако его ранят, а остальные немцы уезжают. Товарищ долго тащит раненого по полям, в одном месте их подвозит на телеге крестьянин. У одного из домов, где живёт женщина с двумя детьми, мужчины останавливаются, женщина помогает промыть раны раненому. Позже в дом приходит другая женщина, жена полицая, две женщины и два мужчины сидят за столом. Ночью мужчины уходят, у реки они убивают двух окрикнувших и узнавших их полицаев.

Утром немцы собирают на площади всех жителей деревни и требуют опознать велосипед и другие вещи убийц офицера. Двое партизан наблюдают за происходящим из кустов. Никто не называет имён, и несколько сельчан расстреливают, угрожая на следующее утро расстрелять всех остальных. Ночью раненый говорит товарищу, чтобы тот нашёл и привёл партизан, однако когда товарищ пытается пройти под мостом, немцы убивают его. Раненый заходит в несколько домов. В доме крестьянки, у которой они были днём, он застаёт хозяйку неподвижно смотрящей на печку, где спит только её сын — её дочь расстреляли сегодня. У её соседки, жены полицая, в комнате лежит его труп. Партизану она говорит, что из-за него завтра расстреляют сто человек. Мужчина заходит в дом к переводчице и прощается с ней. Утром он, после колебаний, идёт в комендатуру. Там его допрашивают, проводящий допрос немец говорит, что не верит ему и что, может быть, он не убивал офицера, а просто ищет смерти.

Всех жителей собирают у оврага и расстреливают. Переводчица начинает плакать и кричать, и её также убивают. Последним застреливают партизана. Когда немцы уходят, из-под тел выбирается мальчик лет десяти и убегает. В финале он показан сидящим на фоне водопада, а по небу стаями летают птицы .

В ролях

  • Анатолий Соколовский — Василь, партизан
  • Виктор Маляревич — партизан
  • Николай Гудзь — Рихтер, немецкий комендант
  • Нина Реус переводчица
  • Николай Олейник полицай
  • Галина Долгозвяга — жена полицая
  • Валентина Гришокина — жена коменданта
  • Галина Нехаевская — крестьянка с детьми
  • Александр Денисенко спасшийся мальчик
  • Вячеслав Криштофович — эпизод
  • Владимир Денисенко — эпизод

Оценки

Сергей Тримбач отмечает адекватность изобразительности фильма описываемым событиям — максимально обесцвеченную чёрно-белую палитру и минималистскую музыку Кшиштофа Пендерецкого. Он также пишет о том, что в фильме реализованы идеи философии экзистенциализма , что совершенно не соответствовало советской идеологической системе .

Киновед Владимир Войтенко называет фильм «Совесть» «одним из самых принципиальных фильмов в истории всего украинского кинематографа», говоря о том, что его сюжет «раскрывает историю человека, лишённого выбора, когда каждый из возможных поступков — практически проигрышный. И когда совесть побеждает идеологию» .

По некоторым оценкам в западной литературе, показанные в фильме партизаны являются не советскими коммунистами, а украинскими националистами и представляют украинскую повстанческую армию .

Примечания

  1. . Незнищенна «Совість» (укр.) // «Поетичне кіно: заборонена школа». — Київ: «АртЕк», Редакція журналу «Кіно-Театр», 2001. — С. 107—108 . — ISBN 966-505-068-0 .
  2. Федоров А. В. — М.: ОД «Информация для всех», 2021. — С. 67-68.
  3. Войтенко В. от 20 сентября 2022 на Wayback Machine // День, 7.05.2015.
  4. Horton, Andrew & Michael Brashinsky. The Zero Hour: Glasnost and Soviet Cinema in Transition. Princeton University Press, Mar 9, 2021. от 20 сентября 2022 на Wayback Machine
  5. . Прорив до вічного : [ укр. ] : [ 20 января 2019 ] // Кіно-театр : часопис. — 2008. — № 5.
  6. Криштофович, В’ячеслав . Історія, можно сказали, документальна... (укр.) // «Поетичне кіно: заборонена школа». — Київ: «АртЕк», Редакція журналу «Кіно-Театр», 2001. — С. 111 . — ISBN 966-505-068-0 .
  7. 2 марта 2018 года.
  8. . Дата обращения: 19 сентября 2022. 14 мая 2017 года.
  9. Битюцький, Станіслав . Дата обращения: 23 августа 2022. 20 сентября 2022 года.

Ссылки

  • на сайте Довженко-Центра
Источник —

Same as Совесть (фильм, 1968)