Interested Article - Красная комната (картина Матисса)

«Красная комната» , также «Гармония в красном» ( фр. La chambre rouge , Harmonie rouge ), первоначально «Гармония в голубом» — картина французского художника- фовиста Анри Матисса из собрания Государственного Эрмитажа .

В комнате, оклеенной красными обоями с синим растительным орнаментом, у обеденного стола стоит рыжеволосая женщина в тёмно-синей блузе и белой юбке. Стол покрыт скатертью с аналогичным обоям рисунком. На столе стоят два графина и две вазы с фруктами, помимо этого фрукты свободно разложены по всей плоскости стола. Слева у стола расположен стул с жёлтым сиденьем, над ним в стене окно, через которое виден утрированно упрощённый пейзаж с зелёным кустом, белыми деревьями и домиком на горизонте. В левом нижнем углу жёлтой краской нанесена подпись художника и дата: Henry-Matisse 1908 .

Картина была написана в 1908 году к Осеннему салону и первоначально называлась «Гармония в голубом» ; была выставлена в салоне под условным названием «Декоративное панно для столовой». Она была создана по заказу московского промышленника и коллекционера С. И. Щукина , который выплатил художнику гонорар за неё в размере 4000 франков ещё до открытия салона . В каталоге салона владелец картины был указан под инициалами M. Sch . Исследователь щукинской коллекции Н. Ю. Семёнова упоминает, что одновременно с «Красной комнатой» Матисс по заказу Щукина написал «Статуэтку и вазу на восточном ковре» (холст, масло; 89 × 104 см; Пушкинский музей , инвентарный № Ж-3296) .

Подобная композиционная схема несколько раз использовалась Матиссом ранее. Первый раз она появилась в 1896 году в его реалистической картине «Бретонская служанка» ( fr в Ле-Като-Камбрези ), а год спустя — в импрессионистском полотне «Десертный стол» (частная коллекция) .

В «Красной комнате» Матисс максимально упростил краски и контуры и подчинил всё построение картины мощному S-образному декоративному орнаменту обоев и скатерти.

А. Г. Костеневич сообщает, что эта так называемая «жуйская ткань», изготовленная на фабрике в fr под Версалем , задействовалась Матиссом в качестве реквизита вплоть до конца жизни. Ткань была голубого цвета и неоднократно использовалась художником в своих работах; в частности, она же была показана им в эрмитажном «Натюрморте с голубой скатертью» (1909 год; холст, масло; 88,5 × 116 см; инвентарный № ГЭ-6569) и картине «Портрет Греты Молль» из Лондонской национальной галереи (1908 год; холст, масло; 93 ×73,5 см, инвентарный № NG6450) . В «Красной комнате» она изначально была написана также голубого цвета. Долгое время считалось, что Матисс переписал картину уже после завершения Осеннего салона перед отправкой её в Москву . Однако 1 ноября 1908 года в газете «L’Art Moderne» был напечатан отзыв о Салоне критика Г. Жан-Обри, в котором говорится об «этой большой композиции, своего рода симфонии в красной камеди и ультрамарине». Матисс изменил главенствующий голубой цвет на красный перед самым открытием Салона, уже когда картина была вставлена в раму, и края холста, закрытые рамой, остались непереписанными . Также упоминается, что картину в первоначальном состоянии видел Амбруаз Воллар , посетивший мастерскую Матисса незадолго до начала Салона .

Альфред Барр , ссылаясь на устные рассказы самого Матисса, выделял три этапа состояния картины: сначала она была в холодной зеленоватой тональности, затем стала голубой и наконец красной. Однако это мнение было оспорено: дочь и сын Матисса утверждали, что картина имела только два состояния — голубое и красное. Кроме того, в семье Матисса сохранялся цветной диапозитив картины, выполненный Эженом Дрюэ в недавно изобретённой автохромной технике. Этот диапозитив был впервые опубликован лишь в 1986 году, и на нём запечатлено голубое состояние картины. А. Г. Костеневич предполагает, что поскольку воспоминания детей Матисса были озвучены лишь 60 лет спустя после написания картины, два относительно близких состояния картины (зеленоватое и голубое) не отложились в их памяти по отдельности и могли по прошествии столь длительного времени слиться воедино.

Исследование картины в научно-технической лаборатории Эрмитажа выявило отдельные участки живописи по кромкам, сохранившие холодный зеленоватый тон — они заметны невооружённым глазом, в особенности по нижнему краю картины. В результате исследований было установлено, что была переписана женская фигура и заново прописаны деревья, ставшие белого цвета. Косвенное свидетельство о последовательных изменениях цветовой гаммы обнаруживается в «Заметках живописца» самого Матисса, опубликованных в конце того же 1908 года, где говорится о возможности заменять краски в живописи: «при помощи последовательных модификаций красное заменяет там зелёное» . А. Г. Костеневич цитирует черновик письма Матисса Щукину: «Вот уже месяц, как я считал G. N. M. (grande nature morte — большой натюрморт) законченным и поместил его на стене своей мастерской, чтобы лучше судить о нём. В этот момент Дрюэ и сфотографировал его. Затем он показался мне недостаточно декоративным, и я не мог поступить иначе, как только снова приняться за него, чему сегодня я радуюсь. Ибо даже те, кто вначале считал, что он сделан хорошо, теперь находят его значительно более красивым. Сам я очень удовлетворён схемой. Я пошлю Вам фотографию его первого состояния и при помощи акварельного наброска попытаюсь дать вам идею его цвета» . Н. Ю. Семёнова приводит другие слова Матисса: «Это не другая картина. Просто я ищу силу и равновесие цвета» . Упомянутый акварельный набросок не сохранился или остался неизвестным современным исследователям.

В 1909 году картина прибыла в Москву и была помещена в Щукинском особняке в Большом Знаменском переулке . После Октябрьской революции его собрание было национализировано и эта картина среди прочих оказалась в Государственном музее нового западного искусства . После упразднения ГМНЗИ в 1948 году картина была передана в Государственный Эрмитаж . С конца 2014 года выставляется в Галерее памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых в здании Главного Штаба (зал 438) .

Главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения А. Г. Костеневич в своём обзоре французского искусства середины XIX — середины XX века отмечал, описывая картину:

Первое, что поражает в «Красной комнате», — её активно афишная яркость и простота. Однако плакатность картины обманчива, ибо плакат рассчитан хоть и на быстрое, но непродолжительное овладение вниманием <…> Напротив, панно Матисса, как всякая великая живопись, заставляет всматриваться и поддаваться воздействию его мощной ритмической структуры. Эта структура подчиняет себе любую деталь, будь то деревья в саду, графины на столе или служанка, ставящая на стол вазу с фруктами. Принцип арабеска позволял художнику вовлекать в общую игру всё, что попадало в его поле зрения, и картина <…> становилась самостоятельным организмом или самодостаточным миром .

Примечания

  1. , с. 406.
  2. , с. 266.
  3. , с. 302.
  4. Дата обращения: 18 января 2021. 11 апреля 2021 года.
  5. Дата обращения: 18 января 2021. 28 января 2021 года.
  6. , с. 90.
  7. Дата обращения: 18 января 2021. 28 января 2021 года.
  8. , с. 266—267.
  9. , с. 267.
  10. , с. 303.
  11. . Дата обращения: 18 января 2021. 29 января 2021 года.
  12. , с. 408.

Литература

  • Барская А. Г. , Костеневич, А. Г. Французская живопись. Вторая половина XIX — XX век. Каталог (Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи). — Л. : Искусство, 1991. — 473 с.
  • Костеневич А. Г. Искусство Франции. Живопись. Рисунок. Скульптура: в двух томах. — СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. I. — 532 с. — ISBN 978-5-93572-295-1 . — ISBN 978-5-93572-308-8 .
  • Костеневич А. Г. Искусство Франции. Живопись. Рисунок. Скульптура: в двух томах. — СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. II. — 204 с. — ISBN 978-5-93572-297-5 . — ISBN 978-5-93572-308-8 .
  • Семёнова Н. Ю. Щукин. Биография коллекции. — М. : Слово, 2019. — 528 с. — ISBN 978-5-387-01554-0 .
Источник —

Same as Красная комната (картина Матисса)