Interested Article - Памятник Чайковскому (Санкт-Петербург)
- 2020-06-14
- 1
Памятник Чайковскому в Санкт-Петербурге был задуман ещё в 1987 году в преддверии празднования 150-летия со дня рождения самого знаменитого российского композитора. Однако тогда реализации проекта помешал политический и экономический кризис. В дальнейшем идея создания памятника композитору неоднократно поднималась общественностью города. В конце 2010-х годов городские власти предприняли попытку открыть памятник к празднованию 180-летия со дня рождения Чайковского, однако проект так и не был реализован.
Память о Чайковском в Санкт-Петербурге
Память о Чайковском в Санкт-Петербурге отражена в ряде мемориальных досок, причем некоторые из них стали первыми такими знаками в городе . Первая мемориальная доска появилась в 1894 году по проекту архитектора Н. Л. Бенуа по адресу Малая Морская улица дом 13/8, где умер композитор . Другая памятная доска размещена на 8-ой линии Васильевского острова в доме 39 в квартире 27, в которой Чайковский в молодости жил со своей семьей . На здании Санкт-Петербургской консерватории повешена мемориальная доска с именами её выдающихся выпускников, первым из которых значится композитор . На доме 11 по улице Пестеля размещена памятная доска о жизни и работе в нём М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова и П. И. Чайковского . В здании Никольского морского собора на втором этаже в конце XIX века была установлена памятная табличка о пожертвованиях на похоронах композитора . Последний из памятных знаков Чайковскому был установлен в год 300-летия Петербурга (2003) как часть монумента-обелиска знаменитым петербуржцам, расположенного по адресу Свердловская набережная дом 64 .
Чайковский был похоронен в Санкт-Петербурге в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры . На его могиле по проекту скульптора П. П. Каменского в 1897 году был сооружен надгробный памятник, признанный в 2001 году объектом культурного наследия . В 1910-х годах меценат А. Д. Шереметев предпринял попытку установить памятник композитору . В 1923 году уже новые, советские власти переименовали в честь Чайковского улицу , на которой располагается здание Императорского училища правоведения , бывшего первым местом учебы композитора .
Проект к 150-летию со дня рождения
В конце 1980-х в Ленинграде возникла идея создания памятника Чайковскому, который предполагалось открыть в год 150-летия со дня рождения композитора (1990). В 1987 году власти объявили конкурс проектов. Местом будущего памятника была объявлена Театральная площадь . Выставка 48 проектов состоялась в 1988 году в Русском музее . Первое место занял проект скульптора М. К. Аникушина и архитектора С. Л. Михайлова, второе и третье соответственно — проекты Л. К. Лазарева и В. Г. Стамова . Однако в конечном итоге ни один из них не был признан достойным реализации и конкурс решили объявить повторно, сделав его международным. Также общественность обсуждала и альтернативные места установки, в частности предлагался Никольский сад и площадь Декабристов . А. Д. Бочаров высказывал идею поставить памятник на набережной Фонтанки напротив здания Императорского училища правоведения .
М. К. Аникушин разрабатывал памятник Чайковскому ещё со студенческой поры (тогда для Москвы ) . Проект 1988 года представлял собой камерную скульптуру. Композитор в ней представлен сидячим на манер « Христа в пустыне » И. Н. Крамского , его ноги слегка присогнуты и разведены, руки опущены на них, голова наклонена вниз, взгляд направлен в землю. Фигура печальна, устала, полна предчувствием конца . Л. К. Лазарев изобразил композитора стоячим, но этот эскиз не сохранился .
Однако политический и экономический кризис конца 1980-х — начала 1990-х сделал идею памятника нереализуемой и неактуальной. Воспользовавшись этими сложностями, участвовавший в конкурсе, но не премированный скульптор Б. А. Пленкин нашёл спонсора и в юбилей композитора предложил городу в дар бюст своей работы. Изначально автор предлагал поместить памятник в Александровском саду (там где сейчас стоит бюст А. М. Горчакова ). Однако в итоге бюст был установлен в Таврическом саду в углу, образованном Потемкинской и Кирочной улицами .
1990-е — 2000-е года
В 1994 году идею создания памятника озвучивал историк Ю. М. Пирютко , но эта инициатива не получила развития .
В 2006 году на фасаде Концертного зала Мариинского театра по инициативе В. А. Гергиев появились пластиковые бюсты композиторов работы М. Макушкина, среди которых был и Чайковский. Однако в результате вала критики художественной неудачности такого решения они были вскоре демонтированы .
В 2007 году скульптор А. С. Чаркин предложил установить памятник Чайковскому у северного фасада Аничкова дворца . В этом же году на телеканале НТВ к 20-летию идеи установки памятника вышел репортаж, в котором Я. Я. Нейман предложил поставить скульптуру своего авторства в Летнем саду , главный хранитель Музея городской скульптуры В. В. Рытикова высказалась за реализацию проекта В. Г. Стамова, а А. С. Чаркин предложил разбить целый парк на месте пустыря непостроенной тогда второй сцене Мариинского театра .
В 2010 году «Филармоническое общество Петербурга» представило проект скульптора , который предлагал разместить скульптуру на Невском проспекте перед портиком Руска. В 2013 году эта инициатива была представлена художественной секции Градсовета (при этом указывалось альтернативное место перед Концертным залом Мариинского театра). В итоге этих обсуждений городские чиновники пообещали объявить конкурс .
Проект к 180-летию со дня рождения
В 2016 году власти города с помощью голосования граждан составили список выдающихся личностей, которым следует установить памятник в Петербурге. Чайковский занял в нём первое место .
В 2017 году в городе началось неформальное обсуждение проекта, в частности, среди мест установки вновь были названы Театральная площадь (рядом с Мариинским театром ) и пространство на Невском проспекте перед портиком Руска (рядом с Филармонией ). За первый вариант выступил В. А. Гергиев, за второй — Ю. Х. Темирканов . Эскизы памятника были предложены А. А. Архиповым и В. Д. Свешниковым .
В 2018 году ряд деятелей культуры направили властям города письма, поддерживающие создание памятника. С. И. Михайловский предложил в качестве места установки площадь перед Концертным залом Мариинского театра и сквер в начале Среднего проспекта (между домами 25 и 27 по Кадетской линии). За проведение конкурса высказались также В. В. Фокин и Б. Я. Эйфман . В этом же году скульптор И. В. Дюков предложил проект четырехметровой скульптуру у портика Руска. Это вызвало скандал среди общественности города. Среди прочего присутствовали гомофобные выпады, а также угроза конструкциям метрополитена . Л. Е. Гаккель озвучил идею установки около училища правоведения . Некоторыми критиками высказывалась идея принципиальной неуместности памятника как формы в современном мире .
В 2018 году городские власти и В. А. Гергиев объявили об официальном конкурсе на памятник Чайковскому. При этом местом установки была обозначена площадь перед Концертным залом Мариинского дворца. С другой стороны в поддержку проекта Ю. Х. Темирканова выступили М. С. Боярский , О. В. Басилашвили , А. Я. Розенбаум , А. Б. Фрейндлих . Это группа настаивала на реализации аникушинского проекта у портика Руска .
В конце 2019 года жюри из 93 эскизов выбрало пять проектов-финалистов (Виктора Гаврилова, Евгения Тумия, Николая Анциферова, Екатерины Пильниковой, Анастасии Лужиной). При этом концептуально различались три стоящих Чайковских, два из них — дирижирующих, один сидящий и одна абстрактная «голова» . В итоге в финале жюри выбрало два варианта: реалистичный проект стоящего композитора Екатерины Пильниковой и голову-абстракцию Виктора Гаврилова. Памятник должен был открыться к 180-летию композитора, однако сроки были сорваны . Какой эскиз будет в итоге реализован, осталось не ясно. В. А. Гергиев и президент Союза архитекторов Петербурга О. С. Романов предположили дополнительные консультации, не исключив установки сразу двух скульптур в двух разных местах . Реализация проекта была перенесена на 2022 год .
Примечания
- // Мемориальные доски Санкт-Петербурга : справочник / сост.: Тимофеев В.Н., Порецкина Э.Н., Ефремова Н.Н. ; вступ. ст. Н.Н. Ефремовой. — СПб. : Арт-Бюро, 1999. — 607 с.
- // Мемориальные доски Санкт-Петербурга : справочник / сост.: Тимофеев В.Н., Порецкина Э.Н., Ефремова Н.Н. ; вступ. ст. Н.Н. Ефремовой. — СПб. : Арт-Бюро, 1999. — 607 с.
- .
- , мемориальная доска] // Мемориальные доски Санкт-Петербурга : справочник / сост.: Тимофеев В.Н., Порецкина Э.Н., Ефремова Н.Н. ; вступ. ст. Н.Н. Ефремовой. — СПб. : Арт-Бюро, 1999. — 607 с.
- // Мемориальные доски Санкт-Петербурга : справочник / сост.: Тимофеев В.Н., Порецкина Э.Н., Ефремова Н.Н. ; вступ. ст. Н.Н. Ефремовой. — СПб. : Арт-Бюро, 1999. — 607 с.
- // Мемориальные доски Санкт-Петербурга : справочник / сост.: Тимофеев В.Н., Порецкина Э.Н., Ефремова Н.Н. ; вступ. ст. Н.Н. Ефремовой. — СПб. : Арт-Бюро, 1999. — 607 с.
- ЦГПБ им. В. В. Маяковского : . Городская скульптура Санкт-Петербурга на рубеже веков (XX-XXI) . ЗАО «Альт-Софт». Дата обращения: 24 апреля 2021. 24 апреля 2021 года.
- Постановление Правительства Российской Федерации «О перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге» № 527 от 10.07.2001
- Петровская И. Ф.. // Музыкальное образование и музыкальные общественные организации в Петербурге, 1801–1917 : энциклопедия / И.Ф. Петровская ; Рос. институт истории искусств. — СПб. : Петровский фонд, 1999. — 367 с.
- от 24 апреля 2021 на Wayback Machine Приложение к книге «Весь Ленинград». Под редакцией музея города. — Издание Ленинградского губисполкома. Тираж 10000. — квадраты З-9 / Т-9
- Бройтман Л. И., Дубин А. С. Улица Чайковского ISBN 5-9524-0514-2 , ISBN 5-7589-0077-X . / ред. Середняков В. Н.. — М.-СПб: Центрполиграф, МиМ-Дельта, 2003. — 554 с. — (Санкт-Петербургу — 300 лет). —
- ↑ .
- .
- Прибыльская Г. М. Аникушин. М. . — Л. : Искусство, 1961. — С. 10. — 44 с.
- Кривдина О. А., Тычинин Б. Б. Чайковский, Петр Ильич // Скульптура и скульпторы Санкт-Петербурга. 1703-2007: Иллюстрированная энциклопедия . — СПб. : Logos, 2007. — 768 с. — ISBN 978-5-87288-317-3 .
- Антонина Асанова. // Фонтанка.ру. — СПб. , 2016. — 18 декабря. 30 декабря 2017 года.
- Шувалов Вадим. // Город 812 : журнал. — СПб. , 2018. — 16 июля. 30 января 2020 года.
- Александр Лобановский. // Деловой Петербург. — 2021. — 26 февраля. 26 февраля 2021 года.
- Анна Безкровная. // Санкт-Петербург : телеканал. — СПб. , 2018. — 16 июля. 28 сентября 2020 года.
- Дмитрий Губин. // Деловой Петербург. — 2018. — 20 июля. 27 ноября 2020 года.
- Шувалов Вадим. // Город 812 : журнал. — СПб. , 2018. — 9 сентября. 8 августа 2020 года.
- Циопа Алина. // Фонтанка.ру. — СПб. , 2019. — 7 сентября. 28 ноября 2019 года.
- Шувалов Вадим. // Город 812 : журнал. — СПб. , 2019. — 24 декабря. 25 февраля 2020 года.
- Шувалов Вадим. // Город 812 : журнал. — СПб. , 2020. — 10 августа. 27 сентября 2020 года.
- Шувалов Вадим. // Город 812 : журнал. — СПб. , 2020. — 30 сентября. 28 сентября 2021 года.
- // Фонтанка.ру. — 2020. — 29 сентября. 28 октября 2020 года.
- // Регнум. — 2020. — 29 сентября. 7 мая 2021 года.
- // ТАСС. — 2021. — 22 января. 10 мая 2022 года.
Литература
- Золотоносов М. Н. . // Город 812 : журнал. — СПб. , 2017. — 15 июля.
- Золотоносов М. Н.. Памятник Чайковскому // Бронзовый век: иллюстрированный каталог памятников, памятных знаков, городской и декоративной скульптуры Ленинграда-Петербурга, 1985-2003 гг. / Фотограф Ю. Ю. Калиновский. — СПб. : Новый мир искусства, 2005. — С. 33, 390—391. — 623 с. — ISBN 5-902640-01-6 .
Ссылки
- ЦГПБ им. В. В. Маяковского : . Городская скульптура Санкт-Петербурга на рубеже веков (XX-XXI) . ЗАО «Альт-Софт». Дата обращения: 24 апреля 2021. 24 апреля 2021 года.
- 2020-06-14
- 1