Interested Article - Лондонский инцидент (1661)
- 2021-12-26
- 2
Лондонский инцидент 10 октября 1661 года — оскорбление, нанесённое в Лондоне испанским послом бароном де Ваттевилем французскому послу графу д’Эстраду и приведшее к дипломатическому конфликту.
После реставрации Стюартов Франция направила в Лондон чрезвычайного посла с поздравлениями Карлу II , а в следующем году в Англию был послан в качестве постоянного представителя граф д’Эстрад. В его инструкциях, датированных 23 мая 1661 года, предписывается искать установления между двумя монархами союза персоны с персоной, королевства с королевством .
Испания в июле 1660 года направила с поздравлениями Карлу II чрезвычайным послом в Лондон маркиза де Конфлана , которого на постоянной основе сменил его дядя барон де Ваттевиль, назначенный 7 сентября 1660.
10 октября 1661 года во время церемонии торжественного въезда в Лондон шведского посла Ваттевиль, не желавший уступать первенство представителю Франции , явился с большим эскортом из своих служащих и вооружённого народа числом до двух тысяч человек . Когда кареты двух послов оказались рядом, эта нанятая бароном «группа каналий», как их назвал Людовик XIV , атаковала экипаж д’Эстрада, не имевшего столь внушительной свиты, перерезав подколенные сухожилия лошадям и убив двоих кучеров . Всего в произошедшей короткой стычке пятеро французов были убиты и около тридцати ранены , в том числе сын посла . Противник потерь не имел .
Депеша Эстрада о происшествии была доставлена государственному секретарю по иностранным делам Ломени де Бриенну в одиннадцать часов вечера, и тот немедленно отправился к королю, ужинавшему в покоях королевы-матери со своей женой королевой Марией Терезией и Месье . Услышав новость, Людовик вскочил так резко, что едва не опрокинул стол, после чего увёл за руку Бриенна в соседнюю комнату, чтобы выслушать текст депеши. Анна Австрийская , боявшаяся возобновления войны, пыталась пойти за ними, но король её остановил, заявив, что это дело между ним и королём Испании, что войны он не объявит, но и оскорблять своих послов не позволит никому .
Выслушав депешу, Людовик приказал графу де Бриенну немедленно выслать из страны испанского посла графа де Фуэнсальданью , а его сменщика маркиза де ла Фуэнте предупредить, «чтобы ноги его не было во Франции» . Одновременно король отозвал комиссаров, занимавшихся делимитацией франко-испанской границы, также отозвал своего посла в Мадриде , потребовал от короля Испании «репарации, пропорциональной афронту» , персонального наказания для Ваттевиля и подтверждения обязательства для испанских послов всегда уступать первенство французам на церемониях при иностранных дворах. В случае отказа он пригрозил объявлением войны .
Эстраду было предписано требовать от Карла II наказания лондонцев, участвовавших в нападении, а также удаления от королевского двора барона де Ваттевиля .
Король Испании был весьма раздосадован действиями своего посла, но принять требования Людовика не решался. На созванном в связи с инцидентом Государственном совете мнения разделились. Многие заявляли, что король Франции не имеет права ни на какую репарацию, а барон де Ваттевиль сделал то, что должен был сделать. Тем не менее Филипп IV, не желавший разрыва отношений, произнёс: «Не раздражайте христианнейшего короля , это государь молодой и воинственный, с которым надо быть осторожными. Он действует в соответствии со своим возрастом и темпераментом» .
Ваттевиль был отозван и находился в заключении в крепости Санторкас до конца правления Филиппа. Всем испанским министрам при иностранных дворах было предписано никогда не соперничать с французскими представителями. Маркиз де ла Фуэнте был направлен чрезвычайным послом в Париж, где на публичной аудиенции 24 марта 1662, в присутствии принцев крови , герцогов и пэров, а также дипломатического корпуса, от имени своего государя дезавуировал предприятие барона де Ваттевиля, принёс извинения за инцидент и подтвердил обязательство уступать первенство французам .
Принеся извинения, испанский представитель удалился, а Людовик обратился к нунцию и всем присутствовавшим иностранным министрам со словами: «Вы слышали заявленное мне испанским послом. Я прошу вас написать вашим правителям, дабы они знали, что католический король отдал приказание всем своим послам уступать старшинство моим при любых обстоятельствах» .
Четверым государственным секретарям было поручено составить и подписать протокол, фиксировавший обязательства Испании .
В своих так называемых «Мемуарах» Людовик распорядился поместить пояснение этого события, демонстрирующее его тщеславие и самомнение:
Этот успех можно было бы, конечно, назвать значительным, поскольку я добился того, на что мои предшественники даже не надеялись, заставив испанцев не только признать, что они не претендуют на соперничество, но даже пойти на то, чтобы торжественно и документально закрепить это своё признание. И я не знаю, был ли за всю историю монархии более славный для неё факт: ибо короли и монархи, которых наши предки видели иногда у своих ног оказывающими им почтение, выступали не как короли и не как монархи, а как простые сеньоры небольших княжеств, которые у этих сеньоров были в ленном владении и от которых они могли отказаться. Здесь же почтение совсем другого рода — короля королю, короны короне, которое не оставляет ни малейшего сомнения даже нашим врагам в том, что наша монархия является первой во всем христианском мире. Этот успех, впрочем, не был бы таковым, я могу с уверенностью это сказать, если бы я не действовал от начала и до конца по своей собственной инициативе гораздо чаще, чем следовал бы советам других, и это было для меня в течение долгих лет поводом для радости .
— Mémoires de Louis XIV présentés et annotes par Jean Longon. — P., 1978. — p. 203: Цит. по: Блюш Ф. Людовик XIV. — М., 1998. — С. 271
В честь этого события была выпущена памятная медаль, на реверсе которой была изображена состоявшаяся церемония: стоящий на ступенях трона король и намного ниже испанский посол в поклоне в окружении министров иностранных держав, с легендой Jus præcedendi assertum («утверждённое право первенства»), и снизу: Hispanorum excusatio coram xxx. legatis principum MDCLXII («извинение испанцев в присутствии тридцати княжеских легатов, 1662») .
Комментируя эту историю, замечает, что «принцип равенства суверенных наций является современным понятием международного права» , тогда как в эпоху Людовика XIV «принималась идея иерархии государств. Сложность была в том, что каждый из основных монархов требовал первого ранга, король Испании — на суше, король Англии — на море. Император претендовал на вселенское господство. Что касается папы, тот никогда не упускал случая напомнить о своём духовном главенстве» . В свою очередь, Людовик выдвинул собственную концепцию, помещавшую французскую монархию впереди всех остальных, о чем он и приказал написать составителям своих «Мемуаров» . «На практике Франция никогда не спорила об этом самом первенстве. На Нимвегенском конгрессе она не создавала никаких затруднений из-за его признания» . Согласно условиям « Фамильного пакта » ( фр. Pacte de famille ), заключённого 15 августа 1761 года в Париже представителями Людовика XV и Карла III , при монарших дворах Бурбонов ( Неаполь , Парма ) дипломатический приоритет предоставлялся Франции, а в случае прибытия ко двору послов в один день в других странах — преимущество также получал французский .
Комментарии
- Франция с середины XVI века оспаривала право испанских послов занимать первое место на официальных церемониях, но только после заключения Пиренейского мира , закрепившего ее военное превосходство над Испанией, смогла настаивать на дипломатическом первенстве (Сен-Симон, с. 787, прим. 81). Мнение некоторых французских авторов, в частности Дешодта, о том, что первенство французских послов было к тому времени «установленным обычаем» (Дешодт, с. 138), не соответствует действительности.
- Птифис пишет, что желание испанского посла проехать впереди французского привело к драке на набережной возле Тауэра , в которой «все мобилизовавшиеся лондонские французы не смогли противостоять двум тысячам наёмников, оплаченным испанским министром». По его словам, в стычке были убиты восемь французов (Petitfils. Louis XIV. Chapitre XIV. Les débuts glorieux).
- По ироничному замечанию Ф. Блюша, «этот „повод для радости“ будет длиться ещё дольше, так как станет одной из тем официальной истории правления Людовика XIV», будет отражен в надписи на медали (Блюш, с. 271), а также аллегорически изображён на медальоне, выполненном по карандашному наброску Шарля Лебрена и выставленном в Зеркальной галерее Версаля . Блюш приводит его описание из выставочного каталога: «Франция и Испания там представлены в образе двух женщин, которых можно узнать по их атрибутам. Испания представлена женщиной, приносящей извинения, а её лев, который является символом Испании, расположился у ног Франции, рядом с которой стоит богиня правосудия и держит в руках весы, чаши которых находятся в равновесии, что должно означать: она вынесла свое решение» (Блюш, с. 271).
Примечания
- , p. 255.
- ↑ , p. 256.
- ↑ , с. 92.
- ↑ , p. 257.
- , p. 256—257.
- ↑ , p. 258.
- , p. 257—258.
- , p. 258—259.
- ↑ , p. 259.
- ↑ , p. 260.
- ↑ , с. 271.
- , с. 93.
- , p. 79.
- ↑ .
- , с. 36—37.
Литература
- Блюш Ф. Людовик XIV. — М. : Ладомир, 1998. — ISBN 5-86218-263-2 .
- Борисов Ю. В. Дипломатия Людовика XIV. — М. : Центр образовательной литературы, 2002. — ISBN 5-7133-0305-5 .
- Дешодт Э. Людовик XIV. — М. : Молодая гвардия; Палимпсест, 2011. — ISBN 978-5-235-03428-0 . . — С. 138—139
- Людовик XIV. Слава и испытания. — СПб. : Евразия, 2008. — ISBN 978-5-8071-0285-0 . — С. 147
- Сатоу, Эрнест. Руководство по дипломатической практике = A Guide To Diplomatic Practice / Под общ. ред. Ф. Ф. Молочкова. — М. : Институт международных отношений, 1961. — 496 с.
- Сен-Симон, Л. де, герцог . Мемуары. 1691—1701. — М. : Ладомир, Наука, 2007. — ISBN 978-5-86218-476-1 . . — С. 263—264, 304
- Limiers H. P. de . Annales de la monarchie françoise, depuis son etablissement jusques à présent. T. II. — Amsterdam: L'Honoré & Châtelain, 1724.
- Louis XIV. Chapitre XIV. Les débuts glorieux. — P. : Perrin, 2014. — ISBN 9782262063092 .
- . Histoire générale et raisonnée de la diplomatie française. T. III. — P. , 1809.
- 2021-12-26
- 2