Interested Article - Женский портрет (картина ван Влита)

« Женский портрет » — картина нидерландского художника Хендрика Корнелиса ван дер Влита из собрания Государственного Эрмитажа . Выставляется в Шатровом зале (зал 249) Нового Эрмитажа .

На нейтральном коричневом фоне изображена женщина в чёрном кружевном чепце и в чёрном платье с плоским кружевным воротником-накидкой на плечах и с белыми кружевными манжетами. Слева внизу трудночитаемая надпись и дата, а также подпись художника (в две строки): Aetatis 30 ano 1641 / H. van der. Vliet . Хранитель голландской живописи в Эрмитаже И. А. Соколова отмечает, что «в моделировке лица хорошо видны идущие по форме монохромные параллельные мазки, проступившие в результате утончившегося верхнего красочного слоя» .

Имя модели не установлено, согласно авторской надписи она изображена в возрасте 30 лет. Женщина одета по моде начала 1640-х годов, что также соответствует авторской дате .

Картина в Шатровом зале Нового Эрмитажа

Ранняя история картины неизвестна. Во второй половине XIX века она принадлежала канцлеру А. М. Горчакову , а после его смерти была унаследована его младшим сыном Константином и далее внуком Михаилом . 5 августа 1918 года всё имущество М. К. Горчакова было национализировано, имущество предполагалось передать в Эрмитаж, однако по неизвестной причине это сразу не было сделано . Летом 1919 года мебель была частично перевезена в Эрмитаж, а картины оставались на месте до конца 1919 года. В квартире Горчаковых был размещён детский дом; по свидетельству Е. Н. Розановой:

Во главе детдома тогда стояло случайное лицо (не педагог), не знакомое ни с литературой, ни с историей, ни с искусством, которое относилось к оставшимся после Горчаковых художественным вещам как к «наследию старого режима» и приказало немедленно сжечь все картины, рукописи, альбомы и т. д. <…> Моя мать, К. А. Розанова, служившая в то время в детдоме, не могла равнодушно видеть, как уничтожались вещи, имевшие не только художественную ценность, но и историческую. Она <…> вытащила почти из огня (кучи, сваленной перед одним из каминов и из камина) несколько акварелей и портретов, приготовленных в качестве растопки .

Розанова передала все спасённые произведения искусства в Институт русской литературы . В 1923 году картина поступила в Государственный Эрмитаж . В конце 1920-х годов картина предполагалась к продаже за границу и была передана в контору «Антиквариат» , однако продать её не удалось и в 1933 году по акту от 4 октября она была возвращена в Эрмитаж .

Ю. И. Кузнецов в своём обзоре голландской живописи отмечал, что «„Портрет молодой женщины“ и „ Портрет девочки с веером “ показывают, что ван дер Влит, обучавшийся у Мирефелта , пытается отойти от примитивных решений учителя и обогатить традиции делфтского портрета» .

Примечания

  1. , с. 38.
  2. , с. 60.
  3. , с. 30.
  4. , с. 31.
  5. , с. 461.
  6. , с. 93.

Литература

  • Кузнецов Ю. И. Голландская живопись XVII—XVIII в Эрмитаже: Очерк-путеводитель. — Л. : Искусство, 1988. — 232 с.
  • Асварищ Б. И. Картинная галерея А. М. Горчакова. Каталог выставки к 200-летию со дня рождения светлейшего князя, государственного канцлера Александра Михайловича Горчакова 1798—1883 / Государственный Эрмитаж. — СПб. : Докар, 1998. — 94 с. — ISBN 5-85952-087-5 .
  • Государственный Эрмитаж. Музейные распродажи 1928—1929 годов: Архивные документы / Сост. Е. Ю. Соломаха. — СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2006. — 532 с. — ISBN 5-93572-115-5 .
  • Соколова И. А. Государственный Эрмитаж. Голландская живопись XVII—XVIII веков: Каталог коллекции. — СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2017. — Т. 2: Винкбонс — Люст. — 384 с. — ISBN 978-5-93572-746-8 .
Источник —

Same as Женский портрет (картина ван Влита)