Interested Article - Деревянная книга (Прокофьев)

«Деревянная книга» альбом автографов , изготовленный по заказу композитора С. С. Прокофьева , в который он собирал ответы выдающихся людей, друзей и знакомых на выбранный им вопрос: «Что вы думаете о солнце?». Книга представляет интерес для характеристики личности композитора, его окружения и известных деятелей культуры, с которыми он общался. Оригинал книги был передан и хранился в Российском государственном архиве литературы и искусства , а в 2009 году было осуществлено факсимильное и обычное типографское издание книги.

История

Создание

Сергей Прокофьев в 1918 году

Оригинальная «Деревянная книга» представляет собой альбом ( блокнот ) с обложкой из двух деревянных дощечек, скреплённых гвоздями, с корешком из кожи, латунной застёжкой и французской бумагой высокого качества. В ней оставили 48 автографов известные люди и друзья С. С. Прокофьева . Книга была изготовлена по его специальному заказу весной 1916 года . Историю создания «Деревянной книги» композитор описал в своём «Дневнике», в котором она неоднократно упоминается . Согласно записи от 2 марта 1916 года, ещё летом, когда Прокофьев вместе с арфисткой Э. А. Дамской находился в поезде на пути в Сестрорецк , им пришло в голову, что если бы композитор собирал автографы «великих и интересных людей», то в таком случае мог бы получиться «замечательный альбом» . Прокофьев решил создать оригинальный альбом, не похожий на распространённые образцы, и не ограничиваться традиционными темами, из-за которых известные люди будут раздумывать «Ах, что же ему, чёрт бы его драл, написать?» Решив для себя, что было бы интересно задавать лишь один вопрос, Прокофьев, в конечном итоге, придумал интересоваться о солнце:

А теперь мне вопрос явился: что вы думаете о солнце? Прекрасно! Особенно при обнаружившемся у меня в последнее время тяготении к нему. И как все эти „кавалеры Деревянной книги“ будут застигнуты этим вопросом врасплох, но вместе с тем — какое поле для ответов!

Элеонора взялась за заказ самой книги и за контроль её изготовления. Композитор подчеркнул, что книга не должна быть «альбомом институтки», и указал, что ей следует иметь переплёт из двух простых досок с корешком из грубой чёрной кожи, скреплённой простыми гвоздями, с железной застёжкой размером с рублёвую банкноту. По его словам: «сопоставление внешней грубости и драгоценности автографов привлекало пикантностью» . Просить вносить записи в эту книгу Прокофьев намеревался у «знаменитых людей и от людей играющих роль в моей жизни» . При выполнении заказа Элеонора жаловалась, что ни один хороший книжный мастер не решается делать такую «грубость», тем более что бумага внутри книги была очень высокого качества. Когда книга была изготовлена и Прокофьев её увидел, то был несколько разочарован результатом, так как оформление не вполне соответствовало тому, что он первоначально задумал: «она была слишком элегантна, „мужик в шёлковых чулках“, но была оригинальна и изящна, и главное — деревянная» .

Прокофьев и солнце

Показателен сам вопрос, который выбрал Прокофьев, так как его часто называют «солнечным композитором», а его творчество солнечным, светлым, ярким, оптимистичным и жизнеутверждающим . Д. Б. Кабалевский в предисловии к «Автобиографии» Прокофьева писал, что последний — это «восторженный певец, жизни, солнца и молодости, он дал людям растревоженного, сурового и жестокого XX века ту радость и свет, которых им часто недостаёт», а его музыка имеет «мужественный, оптимистичный и благородный характер» . В своём творчестве композитор неоднократно обращался к образу солнца. Биограф композитора М. И. Нестьева заметила в своей книге «Сергей Прокофьев. Солнечный гений», что при выборе темы для вопроса альбома, видимо, свою роль сыграли «сонцовские гены» Прокофьева. Дело в том, что будущий композитор родился в 1891 году в украинском селе Сонцовка Екатеринославской губернии , природа которой на всю жизнь «одарила его энергией великого светила; и подобно тому, как лес, одевшись жёлтой листвой, словно отдаёт осенью накопленное за лето тепло, Прокофьев, заряжённый мощными золотыми лучами, всю жизнь освещал ими свою музыку» . Интересно, что в апреле 1918 года, во время генеральной репетиции и перед началом премьеры « Классической симфонии » в зале Певческой капеллы в Петрограде произошёл необычный случай, связанный с солнцем, о чём композитор записал в дневнике: «Когда я стал за пульт, то из верхнего окна луч солнца упал мне на голову. У меня пошли лиловые круги в глазах, но мой поклон говорил, что это было приветствие солнца солнечной симфонии и мне. Об этом и автограф Черепнина в мою деревянную книгу» . 21 апреля, в день премьеры, эта ситуация повторилась и композитор отметил своё впечатление: «Опять солнечный луч. Это удивительно! Фантастика!»

Автографы

Первая запись была сделана 9 марта 1916 года, когда, после нескольких просьб, в этом альбоме расписался близкий друг композитора и его партнёр по шахматам Борис Демчинский . В начале августа 1917 года в Кисловодске Прокофьев случайно встретил К. Д. Бальмонта с женой. Начиная с 1915 года, на протяжении полутора десятилетий, композитора и поэта связывали тесные дружеские и творческие отношения (хор «Белый лебедь», романс «Есть другие планеты…», вокальные циклы «Пять стихотворений» и «Пять стихотворений Константина Бальмонта», фортепианные миниатюры « Мимолётности », кантата «Семеро их» и др.), они посвящали друг другу свои произведения, проводили совместные концерты и вечера . При встрече на Кавказе композитор обсуждал с поэтом свою будущую кантату «Семеро их» и исполнял «Мимолётности», а 9 августа Бальмонт записал в «Деревянную книгу» сонет «Ребёнку богов, Прокофьеву» , в начале которого образно обращается к композитору: «Ты солнечный богач. Ты пьёшь, как мёд, закат» . В конце марта 1918 года, находясь в Москве, перед отбытием в США, композитор сближается с футуристами , среди которых ему прежде всего интересен В. В. Маяковский . Прокофьев вспоминал, что с поэтом он был знаком уже год, ещё по его выступлению в Петрограде, которое произвело на него сильное впечатление: «Теперь знакомство углубилось, я довольно много играл ему, он читал стихи и на прощание подарил свою „ Войну и мир “ с надписью: „ Председателю земного шара от секции музыки — председатель земного шара от секции поэзии, Прокофьеву Маяковский“» . Тогда же, 22 марта, после выступления в «Кафе поэтов», поэт записал в альбом Прокофьева отрывок из своей поэмы « Облако в штанах » :

От вас,

которые влюблённостью мокли,

от которых в столетья слеза лилась,

уйду я,

солнце моноклем

вставлю в широко растопыренный глаз!

В течение пяти лет со дня первой записи в этой книге расписались также: Ф. И. Шаляпин , И. Ф. Стравинский , Б. И. Анисфельд , К. С. Петров-Водкин , Тэффи , А. Г. Достоевская , Д. Д. Бурлюк , А. М. Ремизов , М. М. Пришвин , А. А. Алёхин , Капабланка , М. Ф. Ларионов , А. Е. Яковлев , Н. С. Гончарова , Н. Я. Мясковский , Р. М. Глиэр , А. Р. Больм , А. Рубинштейн и другие. 8 марта 1921 года Евсей Белоусов оставил автограф на последней странице, и на этом альбом был закончен . Позже книга была передана в Российский государственный архив литературы и искусства .

Издания

Первое полное издание «Деревянной книги» вышло в свет в 2009 году, оно было осуществлено при участии наследников композитора в виде типографского факсимильного воспроизведения (300 экземпляров — факсимильный вариант и 1700 обычный) . Это издание содержит приложение на четырёх языках (русском, английском, французском, немецком), а также включает в себя историю создания книги Прокофьева, расшифровку автографов, аннотированный указатель имён . В том же году вышло в свет своеобразное дополнение к «Деревянной книге», подготовленное Станиславом Прокофьевым, представляющее собой комментарий к факсимильному изданию и состоящее из собрания фрагментов из дневника Сергея Прокофьева за 1907—1933 годы. В этих записях композитора упоминаются творческие люди и его знакомые, оставившие свои автографы в «Деревянной книге» .

Примечания

  1. Сергей Прокофьев младший. . www.sprkfv.net. Дата обращения: 26 октября 2019. 9 февраля 2016 года.
  2. . «Комсомольская правда» (17 апреля 2011). Дата обращения: 24 октября 2019. 24 октября 2019 года.
  3. С которой позже он был некоторое время обручён.
  4. , 1916. 2 марта, с. 593—594.
  5. . ClassicalMusicNews.Ru (22 апреля 2016). Дата обращения: 26 октября 2019. 26 октября 2019 года.
  6. . www.belcanto.ru. Дата обращения: 26 октября 2019. 26 октября 2019 года.
  7. Прокофьев С. С. Автобиография. — Второе. — М. : Советский композитор, 1982. — С. 6. — 600 с.
  8. Нестьева М. И. Сергей Прокофьев. Солнечный гений. — М. : АСТ, 2019. — С. 8. — 320 с. — (Музыка времени. Иллюстрированные биографии). — ISBN 9785170994472 .
  9. , 1918. 7 (20) апреля, с. 696.
  10. , 1918. 8 (21) апреля, с. 696.
  11. Будникова Л. К. Бальмонт и С. Прокофьев: творческий диалог в историко-культурном контексте Серебряного века // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2005. — № 3 . — С. 201—220 .
  12. www.bolshoi.ru. Дата обращения: 26 октября 2019. 26 октября 2019 года.
  13. , 1917. август, с. 665—666.
  14. Бальмонт К. Д. Избранное: Стихотворения. Переводы. Статьи. — М. : Правда, 1990. — С. 343. — 608 с. — ISBN 5-253-00115-8 .
  15. , 1918. 9 (22) марта, с. 690.
  16. Мартынов И. И. Сергей Прокофьев. Жизнь и творчество. — М. : Музыка, 1974. — С. 152—152. — 560 с.
  17. Вишневецкий И. Г. . — М. : Молодая гвардия, 2009. — С. . — 703 с. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03212-5 .
  18. . www.museum.ru. Дата обращения: 24 октября 2019. 24 октября 2019 года.
  19. Прокофьев Сергей. Деревянная книга. — Вита Нова, 2009. — 224 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-93898-226-0 .
  20. . Издательство Вита Нова . vitanova.ru. Дата обращения: 24 октября 2019. 24 октября 2019 года.
  21. Прокофьев С. Деревянная книга. А пропо / сост. Прокофьев С. — М. : Вита Нова, 2009. — 72 с.

Литература

  • Прокофьев Сергей . Деревянная книга. — Вита Нова, 2009. — 224 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-93898-226-0 .
  • Прокофьев С. Деревянная книга. А пропо / сост. Прокофьев С. — М. : Вита Нова, 2009. — 72 с.
  • Прокофьев С. С. Дневник 1907—1918 / Предисловие Святослава Прокофьева. — Paris: sprkfv [DIAKOM], 2002. — Т. 1. — 813 с. — ISBN 2951813805 .
  • Прокофьев С. С. Дневник 1919—1933 / Предисловие Святослава Прокофьева. — Paris: sprkfv [DIAKOM], 2002. — Т. 2. — 813 с. — ISBN 2951813813 .
  • Вишневецкий И. Г. Сергей Прокофьев. Документальное повествование в трёх книгах / Гл. ред. А. В. Петров. — Монография. — М. : Молодая гвардия, 2009. — 703 с. — ( Жизнь замечательных людей ). — ISBN 978-5-235-03212-5 .

Ссылки

  • .
Источник —

Same as Деревянная книга (Прокофьев)