Interested Article - Райзингер, Дан

Дан Райзингер ( ивр. דן ריזינגר ‎; 3 августа 1934 , Канижа , Королевство Югославия 26 ноября 2019 , Гиватаим ) — израильский художник- график , дизайнер и скульптор. Один из основателей израильского графического дизайна, автор дизайна основных израильских военных наград и ряда почтовых марок, эмблем Маккабиад , логотипов ряда ведущих израильских компаний, израильского павильона на Всемирной выставке 1967 года . Член и нью-йоркского Клуба арт-директоров , лауреат Премии Израиля (1998), кавалер Рыцарского креста ордена Заслуг (Венгрия).

Биография

Дан Райзингер родился в 1934 году в Каниже (Королевство Югославия) в еврейской семье. Его родители занимались росписью частных и публичных зданий. Когда после начала Второй мировой войны его город был оккупирован венгерскими войсками , и через год отец Дана был в принудительном порядке направлен в трудовые батальоны , где и умер. Когда в 1944 году гитлеровская Германия установила прямой контроль над Венгрией, включая ранее занятые этой страной территории, Дана и его мать укрывали у себя сербские семьи .

В 1949 году 15-летний Дан с матерью и отчимом репатриировался в недавно получивший независимость Израиль . Там юноша на первых порах работал маляром, но мечтал о профессии в области изобразительного искусства . В 1950 году 16-летнего Райзингера приняли в школу искусств « Бецалель », на отделение прикладной графики . На тот момент он оказался самым молодым студентом академии «Бецалель» . В 1953 году за плакат «Из города в деревню» Райзингер был удостоен премии Штрука — награды, присуждаемой лучшему студенту «Бецалеля» .

По окончании учёбы Райзингер был призван в Армию обороны Израиля , где возглавлял отдел публикаций и наглядной агитации ВВС. Закончив службу, он отправился в Европу, чтобы продолжить художественное образование. После полутора лет работы графическим дизайнером в Брюсселе Райзингер добрался до Лондона , где изучал сценографию и текстильный рисунок в . Благодаря знавшего его по Израилю британскому художнику-дизайнеру он познакомился с такими авторитетами в области дизайна как и . С 1958 года Райзингер работал как дизайнер-фрилансер попеременно в Лондоне, где среди его клиентов была британская Общая почтовая служба, и Тель-Авиве . В Лондоне он познакомился со своей будущей женой Аннабель и в 1960 году они поженились .

Со временем Райзингер окончательно перебрался в Тель-Авив . На первых порах он работал в творческой студии Таля Ариэли, но вскоре открыл собственную студию, в первую очередь специализировавшуюся на создании рекламных плакатов. Среди его клиентов были государственные организации и учреждения и крупные частные компании. К 1970 году Райзингер завоевал достаточную международную известность, чтобы быть принятым в две эксклюзивных профессиональных ассоциации — (AGI) и нью-йоркский . Персональные выставки художника проходили в различных городах Израиля, в Музее прикладного искусства в Будапеште , Музее плаката в Варшаве и в Пекине .

В 1998 году Райзингер первым среди художников-дизайнеров стал лауреатом Премии Израиля . В 2004 году он был произведён в кавалеры Рыцарского креста венгерского ордена Заслуг в признание его заслуг в развитии израильско-венгерских культурных связей . Его имя включено в Зал славы мастеров XX века Международного совета ассоциаций по графическому дизайну ( ) . Дан Райзингер умер в конце 2019 года в Гиватаиме , оставив после себя жену и троих сыновей. Похоронен на Новом кладбище в Рамат-ха-Шароне .

Творчество

Дан Райзингер вырос в семье, три поколения которой занимались оформлением общественных зданий и домов зажиточных людей, и учился декораторскому искусству с детства . С самого начала учёбы в академии «Бецалель» он отказался от популярной в то время в изобразительном искусстве Израиля «палестинской» цветовой палитры, основанной на сочетаниях оранжевого, голубого и хаки . Вместо этого основными цветами его работ надолго стали жёлтый, красный и синий. Он также был сторонником традиционных методов работы, предпочитая кисть популярному у его израильских коллег распылителю краски . В своём стиле он ещё со времён учёбы в «Бецалеле» использовал идеи Баухауса — для работ Райзингера характерны яркие цвета, смелые линии и ясный смысл . Позже, в Брюсселе и Лондоне, Райзингер познакомился со школой , также оказывавшей в дальнейшем влияние на его стиль . В своём творчестве Райзингер прибегал, среди прочего, к средствам коллажа и оп-арта ; в целом исследователи относят его к числу поздних модернистов .

Первый плакат Райзингера (рекламирующий национальную лотерею) был напечатан в 1953 году, когда он ещё учился в академии «Бецалель» . Другая его студенческая работа, плакат «Из города в деревню», получила премию Штрука, вручаемую этой академией . Первого серьёзного международного успеха он добился в 1958 году, когда его работа завоевала первое место в конкурсе на лучший плакат для павильона науки Всемирной выставки в Брюсселе . После этой победы он был привлечён в команду по разработке дизайна израильского павильона для этой выставки .

В Израиле Райзингер создал более 150 товарных знаков и логотипов для различных компаний и организаций, включая новый логотип компании « Эль-Аль » в 1971 году (переработка оригинальной идеи и Джорджа Хима) , символику компаний « Тева », « » , « », « », театра « Габима », Тель-Авивского музея изобразительных искусств и Института национального страхования . Между 1962 и 1996 годами он стал автором семи израильских почтовых марок , и им же был разработан дизайн всех трёх высших израильских военных наград — медалей « За героизм », « За отвагу » и « За отличие ». Им разработана символика семи Маккабиад .

В 1987 году Райзингер разработал дизайн календаря по заказу нью-йоркского Музея современного искусства ; этой работой он, по словам Бориса Трофимова , «перевернул представление о календаре как об объекте графического дизайна, вышел в третье измерение и включил зрителя в игру». За основу была взята идея вечного календаря . Владелец сам устанавливает дату и составляет новую цветную композицию, используя 6 листов пластика с прорезями и отверстиями простых форм, окрашенных в разные цвета с каждой стороны. Подсчитано, что с помощью этого инвентаря можно получить 46 тысяч разных орнаментов . Широко известны серии плакатов Райзингера, выполненных для театра «Габима» и международных рейсов компании «Эль-Аль» . В жанре политического плаката международную известность в конце 1960-х годов получил плакат Райзингера «Let my people go» (с англ. «Отпусти народ мой»), посвящённый праву на выезд советских евреев ; другой известный политический плакат этого автора направлен против гонки ядерных вооружений . Им же в 1994 году создан плакат, посвящённый мирному договору между Израилем и Иорданией .

Израильский павильон на Всемирной выставке 1967 года

Райзингер занимался и более масштабными, прикладными дизайнерскими проектами. Он был дизайнером израильского павильона на Всемирной выставке 1967 года , участвовал в оформлении набережной Тель-Авива, Бар-Иланского университета , а в сотрудничестве с архитектором Дорой Гад работал над оформлением внутреннего пространства лайнеров Boeing 747 для компании «Эль-Аль» и магазинов сети «Машбир» .

Стена памяти в музее Яд ва-Шем

Важное место в творчестве Райзингера занимала тема памяти о Катастрофе европейского еврейства , в том числе увековеченная в монументальных формах. На площади Телеки в Будапеште установлен созданный им памятник жертвам венгерских «трудовых батальонов», а в израильском музее Яд ва-Шем — 50-метровая Стена памяти с металлической рельефной надписью . Для работ, выполненных для музея Яд ва-Шем, Райзингер не использовал цвет — с его точки зрения, раскрашивание в этом случае было неуместно . Тему истории духовной и физической борьбы еврейского народа за независимость Райзингер раскрыл в 1977 году в серии почтовых открыток «Огненные свитки», сопровождающихся отрывками текстов Аббы Ковнера .

К ретроспективе творчества Дана Райзингера, прошедшей в 2017 году в Музее Израиля , был приурочен выход в свет монографии об этом художнике. Книга была выпущена на иврите и в дальнейшем переведена на другие языки . Альбом, посвящённый творчеству Райзингера, выпущен также Пекинским университетом в 2001 году. Этот альбом открывал серию «Великие мастера мирового графического дизайна» . Ещё одна книга о творчестве Райзингера издана на русском языке .

Примечания

  1. Рани Радзели. (ивр.) . Портфолио (26 ноября 2019). Дата обращения: 9 февраля 2020. 3 января 2020 года.
  2. Naomi Games. (англ.) . Creative Review (16 января 2020). Дата обращения: 9 февраля 2020. 16 января 2020 года.
  3. Наама Риба. (ивр.) . Гаарец (26 ноября 2019). Дата обращения: 9 февраля 2020. 29 ноября 2019 года.
  4. Сергей Серов . // INTERNI. — 2012/2013. — № 14 . — С. 98—103 . 21 октября 2021 года.
  5. Yuval Saar. (англ.) . Haaretz (1 апреля 2010). Дата обращения: 10 февраля 2020. 21 января 2020 года.

Ссылки

  • (англ.) . Israel Philatelic Federation . Дата обращения: 9 февраля 2020.
  • (англ.) . The Branding Source (4 декабря 2019). Дата обращения: 9 февраля 2020.
Источник —

Same as Райзингер, Дан