Interested Article - Барри, Элизабет

Элизабет Барри ( англ. Elizabeth Barry ; ок. 1658 7 ноября 1713 ) — английская театральная актриса. Играла в пьесах Отуэя , Драйдена , Шекспира , Конгрива ; воплотила на сцене более 100 ролей. Считается первой великой актрисой Англии .

Биография

Элизабет Барри родилась около 1658 года. Её отцом был Роберт Барри, барристер . Около 1673 года Элизабет начала сценическую деятельность в лондонском театре «Дорсет-Гарден» . В 1675 году, в возрасте семнадцати лет, Барри сыграла роль служанки в «Алкивиаде» Томаса Отуэя . В воспоминаниях современников, в частности, Колли Сиббера , говорится, что играла она настолько плохо, что была уволена из театра в самом начале карьеры . О том, что последовало далее, существует устойчивая легенда, впервые опубликованная в «Апологии» Сиббера ( Apology for the Life of Colley Cibber , 1740) и позднее развитая и дополненная в «Истории английской сцены» ( The History of the English Stage , 1741) . Джон Уилмот, 2-й граф Рочестер , заключил пари, что за полгода сделает из Барри превосходную актрису . Согласно Кёрлу, он самостоятельно взялся за её обучение, и, обнаружив, что она начисто лишена музыкального слуха, нашёл способ компенсировать этот недостаток, научив её вживаться в образ и чувства персонажа и словно бы превращаться в него на сцене. Кёрл утверждает, что Рочестер готовил Барри для исполнения роли венгерской королевы Изабеллы в трагедии Роджера Бойла Оррери «Мустафа», однако не сохранилось никаких документов, подтверждающих, что Барри играла эту роль . Впоследствии и саму легенду исследователи подвергали сомнению .

Как бы то ни было, Элизабет Барри действительно стала успешной актрисой и вскоре начала получать множество ролей. Она также стала любовницей Рочестера, и в 1677 году родила от него дочь . Вернувшись в следующем году на сцену, Барри раскрыла свой талант в сезоне 1679—1680 годов и тогда же сыграла свою первую по-настоящему выдающуюся роль: Монимию в «Сироте» Отуэя. Впоследствии она играла во всех пьесах Отуэя, причём драматург адаптировал для неё роли с учётом особенностей её дарования .

В сезоне 1680—1681 годов Барри стала ведущей актрисой труппы Duke’s Company , выступая вместе с актёром Томасом Беттертоном . Барри играла как комедийные, так и драматические роли, однако по своему темпераменту, как и её партнёр по сцене Беттертон, в наибольшей степени подходила для создания трагедийных ролей. Специально для них Отуэй написал «Спасённую Венецию», на премьере которой 9 февраля 1682 года Барри играла роль Бельвидеры. Отуэй был чрезвычайно увлечён актрисой; сохранилась их переписка, в которой Барри предстаёт капризной, язвительной и далеко не бескорыстной, однако сохраняющей неизменную притягательность для влюблённого в неё Отуэя .

В 1682 году, когда Duke’s Company объединилась с King’s Company , Элизабет Барри стала безусловным лидером образовавшейся United Company . В 1692 году Джон Драйден писал о её исполнении роли Кассандры в его трагедии «Клеомен»: «Миссис Барри, неизменно великолепная, в этой трагедии превзошла саму себя и приобрела такую репутацию, какой ни имела ни одна женщина из всех, кого я видел на театральной сцене» . В 1695 году Барри была в числе актёров, написавших петицию в адрес лорда Чемберлена, с жалобой на оплату и условия труда. В результате они получили разрешение создать новую театральную компанию на Линкольнс-Инн-Филдс . Барри продолжила выступать в ней на ведущих ролях и была в числе руководителей компании . Актриса получала высокие гонорары и не раз становилась объектом сатиры современников, высмеивавших её любовь к деньгам. Кроме того, у неё была репутация женщины свободного нрава, имевшей многочисленных любовников и пользовавшейся их щедростью. Тем не менее её профессиональное мастерство не подвергалось сомнению, и Элизабет Барри признавалась лучшей актрисой своего времени .

Долгая театральная карьера Барри завершилась в 1710 году. Последние годы она провела, получая регулярное пособие от театра, в загородном доме в Актоне . В 1713 году, по утверждению одного из современников, её укусила её домашняя собачка, оказавшаяся заражённой бешенством . 4 ноября Барри почувствовала себя очень плохо и принялась писать завещание. 7 ноября 1713 года её не стало .

Примечания

  1. , p. 313.
  2. Phyllis Hartnoll, Peter Found. . Дата обращения: 6 мая 2020. 2 июля 2020 года.
  3. , 445.
  4. , p. 291.
  5. , p. 176.
  6. , p. 177.
  7. , p. 294.
  8. , p. 314—315.
  9. , p. 35.
  10. , p. 315.
  11. , p. 316—317.
  12. , p. 318.
  13. , p. 319.
  14. , p. 319—321.
  15. , p. 323.

Литература

  • Барри, Элизабет // Театральная энциклопедия / П. А. Марков. — М. : Советская энциклопедия, 1961. — Т. I. — Стб. 445—446.
  • // A Historical Dictionary of British Women / Cathy Hartley. — Psychology Press, 2003. — P. 35.
  • Kate C. Hamilton. // Eighteenth-Century Culture. — 2013. — Vol. 42. — P. 291—320.
  • Simon Hampton. // That Second Bottle: Essays on the Earl of Rochester / Nicholas Fisher. — Manchester University Press, 2000. — P. 165—179.
  • Philip H. Highfill, Kalman A. Burnim, Edward A. Langhans. // A Biographical Dictionary of Actors, Actresses, Musicians, Dancers, Managers and Other Stage Personnel in London, 1660—1800: Cabanel to Cory. — SIU Press, 1975. — P. 313—339.
Источник —

Same as Барри, Элизабет