Interested Article - Зенги-Баба

Зенги́-Баба́ или Санги-баба или Зенги-Ата или Зэнги Бабай или Зенгибаба ( каз. Зеңгі Баба , узб. Zangi Ota , кирг. Зенги Баба , туркм. Zeňňi baba , тат. Зәнки Бабай , сиб.-тат. Сәңке Паба ) — в тюркской мифологии дух , впоследствии пир , мусульманский святой , покровитель домашних животных или крупного рогатого скота . Культ Зенги-баба был распространён у большинства тюркских народов Средней Азии и Южной Сибири , а также у татар в Европейской части России . Культ Зенги-баба замечателен тем, что имеет явно выраженную магическую направленность, при этом он включён в исламскую культовую практику в своей «народной» версии .

В легендах и обрядах

В тюркской мифологии каждый вид животных имел своего духа покровителя. Каждому покровителю, как и богу неба Тенгри , возносились молитвы и просьбы умножать и беречь стада, поскольку для кочевников главным достатком был скот . После того как ислам распространился среди тюркских народов, тюркская мифология сохранилась лишь в пережитках, в основном она была вытеснена. Однако в народной религии сохраняются некоторые языческие традиции. Пережитком являются и такие явления как культ предков, почитание волка, а также духи-покровители. В процессе синкретизма возник ряд мусульманских святых, обладавших признаками языческих духов-покровителей, однако имевших все черты мусульманской религиозной практики .
Как гласит традиционное поверье казахов, у животных ( каз. төрт түлік — все виды скота) есть пять святых покровителей-баба ( каз. баба — святой, предок) :

  • покровитель овец ( каз. қой киесі ) — Шопан-ата , от слов чабан ( каз. шопан ) и предок, старец ( каз. ата ) ;
  • покровитель коз ( каз. ешкінің киесі ) — Шекшек-ата ;
  • покровитель лошадей ( каз. жылқы киесі ) — Қамбар-ата ;
  • покровитель верблюдов ( каз. түйенің киесі ) — Ойсыл-қара ;
  • покровитель коров ( каз. сиырдың киесі ) — Зеңгі-баба

Казахи почитали Зенги-бабу и просили у него сохранения и приумножения поголовья коров . У казахов был распространён целый цикл легенд, посвящённых именно Зенги-бабе. В традиционных поверьях Зенги-баба представляется как добрый старик. По поверьям, «на кого Зенги-баба взглянет, тот сразу сделается богачом». Традиционно на третий день после отёла готовили специальное блюдо уыз из молозива , воды, молока и соли, залитых в бараний желудок или кишку и сваренных в мясном бульоне. Блюдо нарезалось кусочками и раздавалось гостям, которые должны были во время поедания произносить пожелания изобилия молочных продуктов и хорошего приплода для скота. У казахов в Омской области Российской империи почитание Зенги-баба проводилось во время специального религиозного обряда теляк . Теляк приурочивался к какому-то религиозному празднику либо проводился по инициативе одного из родов. Для обряда забивался баран, мясо которого варили, а затем раздавали соседям и родственникам. Перед началом трапезы мулла читал молитву из двух частей. Первая часть, на арабском языке , была стандартной мусульманской молитвой. Во второй части, которую читали на тюркском языке, собственно шло обращение к Зенги-бабе с просьбой о плодовитости скота .

У узбеков Хорезмского оазиса Зенги-баба является покровителем пастухов . В долине реки Зеравшан шаманы использовали имя Зенги-баба в своих обрядах .

У киргизов святой именуется Зенги-Ата и также является покровителем скота .

У касимовских татар дух именовался Зэнги Бабай . В честь его и покровителя овец Чулпан эби готовили оладьи из несоленого теста ( тосыз айма ), обязательно в нечётном количестве, и закапывали под хлевом .

У тарских татар Зенги-баба выступал в образе хозяина скотного двора и жил в хлеву. Чтобы его задобрить, татары приносили жертвы. Обычно первого теленка резали и угощали его мясом родню и почтенных стариков села .

Захоронение Зенги-бабы

Мавзолей Зангиата (Узбекистан).

Культ Зенги-Бабы или Занги-ота сформировался в тяжёлые для простых людей годы после нашествия монголов. Для торговцев, ремесленников и скотоводов это годы погромов и разорения. По легендам Занги-ота был пастухом, уважаемым человеком. Он не только пас и берёг скот соплеменников, но и был духовным пастырем . Настоящее его имя было Ай Ходжа (Ойхўжа) ибн Тадж Ходжа ибн Мансур (начало XII века — 1258), а Занги-Ата ( узб. Zangi Ota ) было его прозвищем от арабского слова Занги («чёрный») . Этнограф Абубакир Диваев писал о существовании Зенги-бабы (пятый шейх ордена Ясавийя ), который был учеником Сулеймана Хакима. По некоторым сведениям, Занги-Ата был потомком Арыстан-Баба . В Ташкентской области Узбекистана расположен мавзолей Зангиата .

В традиции туркмен Зенги-баба тоже был праведным пастухом, обитавшим и похороненным в северной Туркмении . В районе его предполагаемого погребения гора и озеро имеют название Зенгибаба .

В Сибири до XIX века Зенги-баба считался мусульманским проповедником, святым. Сибирские татары называют местом его погребения Искер-Астану . «Могила Зенги-бабы» была местом паломничества до 1881 года, пока памятник не был уничтожен пожаром .

Со временем эти воспоминания стёрлись, и почитание Зенги-баба стало представлять собой лишь культ духа — покровителя крупного рогатого скота .

Распространённость культа во многих регионах Центральной Азии, согласно легендам, объясняется тем, что часть жизни Зенги-баба был дервишем и много странствовал. Однако, скорее всего, первоначально возникший в XIII—XIV веках культ Ай Ходжи наложился на доисламские верования и скотоводческие культы .

Известный казахский учёный С. Кондыбай писал: «В образе Зенги-баба ярко выражены свойства доисламского культа, поэтому его историчность, скорее всего, результат переосмысления древнего образа и циклизации всех образов вокруг легендарных личностей в условиях новой религии — ислама» .

Литература

  1. А. Селезнёв, И. Селезнёва, И. Белич. Культ святых в сибирском исламе: специфика универсального. — М. : Изд. дом Марджани, 2009. — 218 с. — ISBN 9785040013876 .
  2. Бекбердинова Гульнар Миғражқызы. . Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник (2012). Дата обращения: 13 ноября 2018. 14 ноября 2018 года.
  3. Алексеев Н. А. . — Изд-во "Наука, " Сибирское отд-ние, 1984. — 268 с. 13 ноября 2018 года.
  4. Мырзашова А. К. // Вестник Карагандинского государственного университета (Серия Филология). — Караганда, 2010. — № 02 (58) . — С. 13—18 . — ISSN . 12 ноября 2018 года.
  5. // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2 . (CC BY-SA 3.0)
  6. Кудряшов А. . ИА Фергана . Фергана.Ру (13 декабря 2006). Дата обращения: 16 ноября 2018. 27 декабря 2018 года.
  7. . welcometouzbekistan.com. Дата обращения: 16 ноября 2018. 20 марта 2019 года.
  8. Кондыбай С. // . — Алматы: Нурлы Алем, 2005. — С. —128. — 272 с.
  9. Paul Brummell. . — Bradt Travel Guides, 2005. — 268 с. — ISBN 978-1-84162-144-9 .
  10. . www.dagtravel.net. Дата обращения: 18 января 2020. 20 января 2020 года.
  11. Igor S. Zonn, Andrey G. Kostianoy. . — Springer, 2013-10-17. — С. 267—268. — 328 с. — ISBN 9783642386077 . 16 ноября 2018 года.

При написании этой статьи использовался материал из издания « Казахстан. Национальная энциклопедия » (1998—2007), редакцией «Қазақ энциклопедиясы» по лицензии Creative Commons .


Источник —

Same as Зенги-Баба