Interested Article - Усадьба Латышевых — Бахрушиных — Бардыгиных

Уса́дьба Ла́тышевых — Бахру́шиных — Барды́гиных ( Дом беседующих змей , с 1952 года — посольство Индии ) — обширная городская усадьба в Москве на улице Воронцово Поле . В разные периоды с конца XIX по начало XX века принадлежала влиятельным династиям: Латышевым, Бахрушиным , Бардыгиным , Вогау и Маркам . Неоднократно перестраивалась, свой современный облик получила после реконструкции в 1911 году, которую возглавил архитектор Иван Барютин . Главный особняк усадьбы за характерный декор получил неофициальное прозвище «Дом беседующих змей». С 1952-го усадьбу занимает посольство Индии .

История

«Дом беседующих змей», 2018 год
Михаил Никифорович Бардыгин с супругой Глафирой Васильевной, около 1900 года
«Дом беседующих змей», вид в сторону Покровского бульвара, 2018 года

Первые владельцы

В конце XVIII века значительная часть земель на Воронцовом Поле принадлежала канцлеру Александру Безбородко , к середине XIX столетия владение уже было разделено на множество мелких участков. В большинстве они принадлежали разным ветвям обширной немецкой диаспоры предпринимателей из семей Вогау, Марк, Банза. В конце XIX века часть бывшей усадьбы канцлера Безбородко принадлежала купцам Латышевым, которые перепродали её Алексею Бахрушину . Последний был известен как выдающийся меценат и ценитель искусства, с 1872 года он собирал коллекцию живописи, предметов прикладного творчества и литературы. По приглашению Алексея Петровича перестройкой усадьбы занялся семейный архитектор Карл Гиппиус , постоянно сотрудничавший с Бахрушиными. Для обширной коллекции и библиотеки с более чем 30 тыс. томов были отведены второй и третий этажи господского дома .

В 1904 году Бахрушин скончался, коллекция стоимостью 140 тыс. рублей была передана Государственному историческому музею . Усадьбу на Воронцовом Поле вдова решила перепродать купцу Михаилу Бардыгину . Поскольку в купеческой среде было принято оформлять права собственности всего недвижимого имущества на жён, чтобы в случае финансового краха супруга у семьи оставались значительные активы, усадьба была записана на Глафиру Васильевну Бардыгину, в девичестве Постникову. Фактически управлял хозяйством Михаил Никифорович . По его заказу в 1911 году архитектор Иван Барютин перестроил усадьбу в соответствии с архитектурной модой того времени на франко - бельгийский ар-нуво .

«Дом беседующих змей»

Современное владение № 6-8, стр. 1 — особняк Глафиры Бардыгиной — был перестроен Барютиным из двух более старых зданий, благодаря чему получил асимметричную форму из по-разному оформленных половин . Левая часть дома имеет два этажа и покрыта щипцовой кровлей, а у трёхэтажной правой центральный эркер увенчан куполом и ажурным картушем вокруг окна. В целом оформление особняка выдержано в стиле модерн с многочисленными отсылками к барокко и рокайлю . Фасады были облицованы гладкой керамической плиткой, которая создала фон для декоративной лепнины .

На дворовых и уличных аттиках расположены скульптурные вазы, обвитые змеями, в честь которых здание получило неофициальное название «Дом беседующих змей». Подобное украшение не было случайным: в купеческой среде кадуцей имел своё образное значение. Одна из змей символизировала жадность, а другая — хитрость. Метафорически подразумевалось, что если обе они договорятся, жизнь торговца будет «полной чашей». До революции у всех статуй и маскаронов особняка глаза были инкрустированы хрусталём тонкой огранки и блестели на солнце .

В семье Бардыгиных обожали музыку и любительское исполнение популярных песен тех лет — « Дубинушки », « Варшавянки » и даже « Марсельезы » <...> В дом к Бардыгиным приходило множество гостей, которым глава семейства играл на скрипке .

Помимо главного дома, на обширной территории усадьбы также находились гостевой флигель, каретный сарай и оранжерея . В глубине сада сохранился павильон «Дача Наполеона», построенный ещё при канцлере Безбородко на основе палат XVII—XVIII веков .

После революции

Бардыгины не были дворянами и относительно мало пострадали при революционных событиях 1917 года . Михаил Никифирович по назначению нового правительства занял пост мануфактур-советника Мосгубсовнархоза , его сын вошёл в специальную реквизиционную комиссию по отбору ценностей для музейного хранения . В 1923-м супруги Бардыгины и восемь из девяти их детей эмигрировали во Францию . Усадьбу национализировали и в 1925 году передали Институту экспериментальной биологии под управлением академика Николая Кольцова . В особняке были устроены лаборатории , а обширный сад использовали для полевых опытов . В 1938-м организацию переформировали в Институт цитологии, гистологии и эмбриологии АН СССР . После снятия Кольцова с должности директора усадьбу в 1946 году передали Институту океанографии под руководством академика Петра Ширшова . С 1952 года усадьба передана в бессрочное владение посольству Индии .

Только одному из девяти детей четы Бардыгиных — Алексею Михайловичу — покинуть СССР не удалось. Официальной причиной отказа стал его призывной возраст . Несмотря на неоднократные прошения в течение нескольких десятилетий, разрешения на выезд он так и не получил. В конечном итоге Алексея Бардыгина репрессировали и обвинили в контрреволюционной деятельности. Последняя информация о нём датируется 30 апреля 1951 года — в этот день был подписан приговор о высылке на поселение сроком на десять лет .

Посольство Индии

С 1952 года большая часть усадьбы принадлежит посольству Индии в России . Парк закрыт для доступа, а в павильоне на склоне Яузы организован тренажёрный зал для сотрудников дипломатической миссии . Частично сохранены интерьеры особняка, например мавританский камин и парадная лестница работы Гиппиуса. В советское время на крыше была установлена спутниковая антенна, размер которой диссонирует с масштабами здания. Из-за её величины антенну выбрали как символ передачи данных за границу в сериале « ТАСС уполномочен заявить… » .

В октябре 2018 года Департамент культурного наследия объявил о намерении реставрировать особняк. В ходе работ планируется восстановить кровлю, лепной декор фасада и воссоздать парапет по архивным снимкам 1930-го .

Примечания

  1. . Портал «Памятники архитектуры Москвы и Московской области». Дата обращения: 24 октября 2018. 17 декабря 2018 года.
  2. , с. 418.
  3. , с. 250, 725.
  4. , с. 52.
  5. , с. 34.
  6. .
  7. , с. 403.
  8. . Отдел краеведения Центральной универсальной научной библиотеки им. Н. А. Некрасова (16 августа 2016). Дата обращения: 24 октября 2018. Архивировано из 9 октября 2018 года.
  9. .
  10. , с. 16—17.
  11. , с. 725.
  12. , с. 93—96.
  13. , с. 147.
  14. . Памятники архитектуры Москвы и области. Дата обращения: 5 декабря 2017. 5 декабря 2017 года.
  15. . Памятники архитектуры Москвы и области. Дата обращения: 5 декабря 2017. 5 декабря 2017 года.
  16. . Памятники архитектуры Москвы и области. Дата обращения: 5 декабря 2017. 5 декабря 2017 года.
  17. ≡ Дедушкин А. . Живой Журнал (30 мая 2011). Дата обращения: 5 декабря 2017. 1 июня 2017 года.
  18. , с. 117—123.
  19. , с. 640—641.
  20. . Памятники архитектуры Москвы и области. Дата обращения: 5 декабря 2017. 5 декабря 2017 года.
  21. , с. 113.
  22. Кибовский А. В. . Департамент культурного наследия города Москвы (23 апреля 2013). Дата обращения: 24 октября 2018. 14 декабря 2018 года.
  23. Департамент культурного наследия города Москвы. (27 марта 2012). Дата обращения: 24 октября 2018. 2 апреля 2015 года.
  24. Левченко Л. . The Village (2 ноября 2017). Дата обращения: 28 ноября 2017. 2 ноября 2017 года.
  25. , с. 95.
  26. Департамент культурного наследия города Москвы. . Официальный сайт мэра и правительства Москвы (12 октября 2018). Дата обращения: 24 октября 2018. 25 февраля 2019 года.

Литература

  • Бусева-Давыдова И. Л., Нащокина М. В., Астафьева-Длугач М. И. От улицы Покровки до Серебрянической набережной // Москва: Архитектурный путеводитель. — Москва: Стройиздат, 2001. — С. 418. — 512 с. — ISBN 5-274-01624.
  • // Справочная книга о лицах, получивших на 1911 год купеческие и промысловые свидетельства по г. Москве. — Москва: тип. А. Н. Иванова, 1911. — С. [403] (стб. 1).
  • Гарданов В. К., Кононов Ю. Ф. // Вопросы истории / под ред. А. Комиссарова. — 1955. — Апрель ( № 4 ). — С. 117—123 .
  • Коллектив авторов. Егорьевские диковины. Сокровища, редкости, курьёзы и прочие замечательные вещи из коллекции М. Н. Бардыгина, ныне собрания Егорьевского историко-художественного музея. — М. : Издательская программа «Интерроса», 2008. — С. 16—25. — ISBN 978-5-91491-005-8 .
  • Коллектив авторов. / Спивак Д. Л. — СПб. : Алетейя, 2008. — Т. III. — С. 34. — 518 с. — ISBN 978-5-91419-152-5 .
  • Леонова В. А., Гришина Н. Ю. Архитектурная часть старых усадебных ансамблей Москвы // Лесной вестник. — 2018. — Т. 22 , № 4 . — С. 11—17 .
  • Мухутдинова И. // Газета «Егорьевский курьер». — Егорьевск, 2014. — 6 Август ( № 32 ). 1 мая 2018 года.
  • Нащокина М. В. Московский модерн. — 5-е. — Санкт-Петербург: Коло, 2015. — С. 138—727. — 792 с. — 2500 экз. ISBN 978-4-4462-0059-7 .
  • Озернюк Н. Д. Два юбилея Института биологии развития // Вестник Российской академии наук : журнал / под ред. академика А. Р. Хохлова. — Москва, 2007. — Т. 77 , № 7 . — С. 640—641 . — ISSN .
  • Полынин В. Пророк в своем отечестве. — Москва: «Советская Россия», 1969. — С. 113.
  • Смирнов Ф. И вкус, и цвет, и аромат…. — Москва: Лингва-Ф, 2014. — 152 с. — 3000 экз. ISBN 978-5-91477-030-0 .
  • Соловцов А. А. Благотворительная и общественная деятельность купеческой династии Бардыгиных (1835—1923 гг.) : Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук / под ред. В. Ф. Марухина. — Москва: «Государственный гуманитарно-технологический университет», 2016. — С. 147 .
  • Федосюк Ю. А. . — АСТ, 2009. — 448 с. — ISBN 978-5-17-057365-3 .
  • Рассохин О. Москва Пешком. — Москва: Эксмо, 2013. — С. 52. — 224 с. — ISBN 978-5-699-60629-0 .

Ссылки

Источник —

Same as Усадьба Латышевых — Бахрушиных — Бардыгиных