Гетерономная этика
- 1 year ago
- 0
- 0
Э́тика соверше́нства или э́тика соверше́нствования — направление этики , рассматривающее совершенство как идеал , а также описывающее пути достижения , пытаясь ответить на вопрос, достижимо ли совершенство
По мнению Аристотеля , совершенство является одной из характеристик добродетельности:
Совершенной является добродетельная, а значит, деятельная личность , знающая надлежащую меру всему и во всем стремящаяся к достойной, разумно определенной и прекрасно-благой жизни
И. Кант предполагал, что понятие совершенства связано с понятием долга
Необязательно совершенствование того, что дано человеку природой или жизненными обстоятельствами. Нравственное совершенство начинается с усилия по преображению этих данных в соответствии с требованиями долга. С собственно же этической точки зрения, следует самосовершенствоваться в исполнении долга
:
В этических учениях стоицизма , христианства и буддизма , совершенство — это внутренняя свобода от страстей, временных обстоятельств, отрешение от физического мира, которое достигается путём наложения аскезы , различных видов аскетических практик :
Христианские источники утверждают, что достижение совершенства — это осуществление своего предназначения путем необходимого подчинения воле Бога, мысленного соединения с Ним, что позволит обрести спасение души :
«Будьте столь же совершенны, как отец небесный» (Евангелие от Матфея ).
Буддизм передает учение Будды Шакьямуни (Гаутамы) о восьмеричном пути прекращения страданий : праведная вера , праведное намерение, праведная речь , праведные поступки — ненасилие ( ахимса ), праведный образ жизни, праведное усилие, праведная мысль , праведное сосредоточение. При этом мораль отождествляется с самосовершенствованием, духовным самоуглублением индивида .
Фома Аквинский считал, что для достижения совершенства требуется «упорядочение и управление» душевными и физическими силами человека. Таким образом, средневековая традиция трансформировала идею совершенства в идею самосовершенствования и в мысль о том, что совершенство — это следствие развития души .
Путь совершенствования человеческой натуры начинается с момента, когда личность старается осмыслить себя и свою систему ценностей и осознаёт собственное несовершенство, то есть несоответствие этим ценностям . В этом есть проблема совершенства, осознание которой происходит в нравственном мире каждого отдельного человека: «Совершенство представляет собой знание человека о собственном несовершенстве» и желание изменить ситуацию к лучшему. Как следствие, осознание причин несовершенства сопровождается покаянием , то есть признанием собственных ошибок в прошлом, сожалением о них и твёрдым желанием не совершать их в будущем.
С момента осознания собственного несовершенства личность начинает практики по изменению (улучшению) своей натуры, характера , мыслей , чувств и поступков , которые предполагают жертвенность, , послушание, преодоление человеческой природы . Благодаря смирению личность освобождается также от своего понимания совершенства и попыток сотворить собственный идеал.
Помимо осознания несовершенства, принципиальным условием совершенствования является желание и постоянство усилий личности на этом пути, которая не должна останавливать своих действий, несмотря на невозможность обретения высшего совершенства. Личность должна совершенствоваться, насколько хватает её способностей , поскольку благодаря этим действиям преодолевается внутренняя разорванность с нравственным идеалом, а также на основе её достижений преобразовывается и окружающий мир, что является этически значимым фактом и раскрывается как заповедь любви к миру .