Сад на крыше
- 1 year ago
- 0
- 0
«Бык на крыше» ( фр. Le Bœuf sur le toit ) Op. 58 — одноактный балет-пантомима французского композитора Дариюса Мийо с элементами эксцентрики и фарса, написанный в 1919 году. Премьера балета прошла 21 февраля 1920 года в парижском Театре Елисейских Полей в постановке Жана Кокто , с участием троих знаменитых цирковых комиков братьев Фрателлини . Дирижёр Владимир Гольшман , декорации Рауля Дюфи . Балет и основанная на нём сюита является одним из самых популярных и репертуарных произведений композитора .
Музыка балета основана на латиноамериканских мелодиях и ритмах, которые привлекли внимание композитора во время его пребывания в Бразилии в качестве личного секретаря Поля Клоделя , посла Франции в Бразилии в 1916—1918 годах.
В начале 1919 года Мийо вернулся в Париж , где общительный и жизнерадостный композитор был сразу же вовлечён в художественную жизнь. Он стал членом музыкального объединения « Шестёрка », возникшего под влиянием эстетики Эрика Сати и Жана Кокто, и начал активную композиторскую деятельность. По словам композитора: « Благодаря созданию группы „Шести“ наши дружеские связи усилились ». Во многом их объединяли общие и зачастую эклетичные увлечения кино, цирком, эксцентрикой, мюзик-холлом, джазом, искусством Африки, привлекали конструктивистские эксперименты и современная живопись. Главным идеологом, автором манифеста и популяризатором идей группы «Шести» был Жан Кокто, по словам музыковеда Г. М. Шнеерсона , « объявивший своего рода крестовый поход за новое искусство » . Кокто выступал увлечённым поборником « ясности и простоты в музыке, освобожденной от излишеств и усложнённостей импрессионизма , ратуя за современность сюжетов, „повседневность“ художественных приёмов… » .
В этот период, как вспоминал композитор в своей книге «Моя счастливая жизнь»: « Всё ещё находясь под впечатлением Бразилии, я сочинил, забавы ради, пьесу на танцевальные мелодии танго , матчишей , самбо и португальских фадо, объединив их темой, как в форме рондо » .
Первоначальный замысел композитора не включал в себя создание балета, так как он предполагал, что его музыка (Кинофантазия — Cinéma-fantaisie et destinée ) может быть использована в каком-либо фильме Чарли Чаплина . Однако Жан Кокто убедил композитора создать балет на его сюжет и таким образом сочинил сценарий пантомимы-балета к уже готовой музыке. Кокто при содействии графа де Бомона сразу организовал продажу билетов на будущую премьеру в Театре на Елисейских полях .
Кокто, вспоминая про композитора и отмечая, что « Бразилия заразила его чудовищно буйным ростом тропических суккулентов, лихорадкой ночных празднеств, когда наркотическое возбуждение передается от одного к другому », но при этом Мийо оставался самобытным композитором с южным темпераментом и провансальской душой, писал :
Дариюса Мийо я узнал по его возвращении из Бразилии, где он был вместе с Клоделем. Он привёз оттуда самбу, которая в скором времени вошла в моду. Но когда он использовал её для сопровождения моей пантомимы „Бык на крыше“ (это название вычитал на какой-то бразильской вывеске Клодель), которую исполняли клоуны Фрателлини, эти ритмы были ещё неизвестны во Франции и чуть не вызвали скандал.
По одной из версий, название балета заимствовано композитором из популярной в своё время уличной бразильской песенки . По инициативе Кокто на главные роли в балете были приглашены знаменитые клоуны-акробаты братья Фрателлини (Поль, Франсуа и Альбер), а также другие артисты цирка « » .
Макеты костюмов и масок для балета создавал художник и декоратор Ги-Пьер Фоконне (1882—1920). Однако внезапно для всех он умер, и к этой работе был привлечён Рауль Дюфи, который сделал декорации, бережно сохранив эскизы своего предшественника .
Премьера балета прошла 21 февраля 1920 года в парижском Театре Елисейских Полей вместе с сочинениями Э. Сати, Ж. Орика и Ф. Пуленка .
Согласно воспоминаниям Мийо, общее представление группы и Сати критика и публика приняла за демонстрацию эстетики «Шестёрки» :
Весёлый спектакль, поставленный под эгидой Сати, прозванного в газетах „мистификатором“, символизировал для публики демонстрацию эстетики мюзик-холла и цирка, для критики же стал примером послевоенной музыки. Забыв, что я уже был автором Хоэфор, меня окрестили музыкантом ярмарки и балагана — меня, кто ненавидел балаганную музыку. Сочиняя «Быка на крыше», я просто хотел создать весёлый, без всяких претензий дивертисмент в память об очаровавших меня бразильских ритмах, которые, Бог мой! никогда меня не смешили...
В прессе музыкальная программа выступления представителей «Шестёрки» совместно с Эриком Сати и их эстетика были названы «новой школой» и, ссылаясь на якобы руководящую роль «мистификатора» Сати, критики иронично окрестили молодых композиторов « манифестантами мюзик-холльной цирковой эстетики » .
Балет дал своё название известному парижскому кабаре « » ( фр. Le Bœuf sur le toit ) , открытому Луи Мойзесом в январе 1922 года и действующему до сих пор по другому адресу, где собирались творческие круги и артистическая богема. По словам Кокто, идея собираться там вместе принадлежала именно Мийо, который однажды сказал ему: « Литературные кафе вышли из моды. Давайте будем собираться в баре » . После чего этот бар превратился в «штаб» композиторов, писателей и художников, близких к Кокто и его друзьям: « Сам хозяин, Мойзес, просил, чтобы я позволил ему перенести на вывеску название моей пантомимы » .
Партитура, написанная для оркестра из 25 исполнителей, по своей форме представляет собой рондо , повторяющаяся тема которого создана Мийо в стиле бразильского быстрого синкопированного двудольного танца матчиш . Также между его проведениями (всего 15, в 12 различных тональностях) используются мелодии различных танцев и песен из бразильского карнавального репертуара . Мийо использовал в балете некоторые элементы джаза и около тридцати бразильских фольклорных и авторских мелодий (Marcelo Tupinambo, Ernesto Nazareth, F. Soriano Robert, Chiquincha Gonzaga, Juca Castro, Catulo da Paixro Cearense, Oswaldo Cardoso de Menezes, Alexandre Levy) . Выбранная гармоническая схема не помешала Мийо свободно использовать излюбленную им политональность .
Одним из наиболее запоминающихся хореографический решений Кокто была постановка некоторых сцен в стиле замедленных кадров кино: « Всё это придало зрелищу нереальный, словно сновидение, характер » . На актёров, которые двигались как куклы, были надеты огромные маски из папье-маше , делавшие их руки и ноги почти незаметными .
В критике и музыковедении отмечается, что концепция балета-пантомимы была задумана и осуществлена под воздействием киноэстетики. Взаимодействие кино и балета проявилось и в других хореографических спектаклях композиторов группы «Шести» . Особенно Мийо и Кокто привлекал кинематографический образ Чаплина, начавшего свою карьеру с мюзик-холла, который в своём кинообразе сочетал пантомиму, клоунаду, акробатику, эквилибристику, жонглирование (позже музыку), что находит отражение не только в «Быке на крыше», но и в балетах « Сотворение мира » Мийо, а также в совместном сочинении « Новобрачные на Эйфелевой башне » композиторов «Шестёрки» .
Действие балета разворачивается в одном из американских нелегальных баров в период действия « сухого закона ». Персонажами балета являются Бармен, Полицейский и посетители бара: Боксёр, Негр-карлик, Элегантная женщина, Рыжеволосая женщина, одетая в мужской костюм, Букмекер, Господин во фраке.
Бармен предлагает алкоголь всем посетителям, которые танцуют, развлекаются, пьют алкогольные напитки и коктейли, после нескольких эксцентрических танцев и трюков в баре появляется Полицейский. Бармен и его клиенты прячут всё, что связано с алкоголем, а увеселительное заведение превращается в кафе-молочное. Бармен выставляет табличку «Никакого алкоголя. Только молоко» и наливает всем по стакану молока. Посетители бара, потягивая молоко, изображают из себя трезвых и разыгрывают сценку в «пасторальном» духе. Полицейский садится за барную стойку, после чего Бармен нажимает на скрытую кнопку, включая огромный вентилятор под потолком, который своим винтом срезает голову Полицейскому. Рыжеволосая женщина в образе Саломеи танцует на руках с этой головой, держа её ногами . Постепенно посетители покидают бар. Бармен берёт голову и пришивает её обратно Полицейскому на плечи, после чего тот оживает. Бармен выставляет ему счёт за весь вечер.
Оригинальная партитура насчитывает 25 музыкальных инструментов: 2 флейты, 1 гобой, 2 кларнета, 1 фагот, 2 валторны, 2 трубы, 1 тромбон, струнные (скрипки, альты, виолончели, контрабасы), ударные ( гуиро , бубен, большой барабан, тарелки). Балет получил большую популярность как оркестровая пьеса, а также Мийо создал переложения для скрипки и фортепиано, для скрипки и оркестра и для фортепиано в 4 руки.