Комуз (струнный музыкальный инструмент)
- 1 year ago
- 0
- 0
Бунчу́к ( тур. boncuk ) — ударный музыкальный инструмент турецкого происхождения . Русское название инструмента способно вызвать путаницу с одноименным турецким, польским и казачьим знаком власти (аналогом личного штандарта военачальника в современных армиях).
В Русской императорской армии бунчук широко использовался в казачьих и пехотных частях. В настоящее время широко распространён в маршевых оркестрах немецкого бундесвера , французского Иностранного легиона , Российских вооружённых сил , вооружённых сил Чили и некоторых других государств.
Инструмент, обычно высотой от 2 до 2,5 метров, состоит из вертикального деревянного шеста с перекладиной в форме полумесяца, сделанной обычно из латуни . Многочисленные колокольчики прикреплены к полумесяцу и в других местах инструмента. Часто два окрашенных конских хвоста подвешиваются к концам полумесяца. Кроме полумесяца, на шесте иногда размещается латунный предмет конической формы, по которому во Франции инструмент стали называть «китайской шляпой». «Шляпа» может быть навершием инструмента, в других случаях она находится ниже навершия, или же её нет, а для навершия могут быть использованы фигура орла или что-либо другое. Для инструмента нет стандартной конфигурации, и из многих сохранившихся в музеях экземпляров едва ли найдётся два похожих .
Тоже самое касается и названий инструмента, которые в большинстве европейских языках сами носят довольно экзотический характер: турецкий полумесяц ( англ. Turkish crescent ), китайская шляпа ( фр. Chapeau chinois ), турецкая звенелка ( англ. Turkish jingle ), звенящий Джонни ( англ. Jingling Johnny ), Звенящее дерево ( Шелленбаум ; нем. Schellenbaum ), Китайский павильон ( фр. pavillon chinois ) и др.
В некоторых народных произведениях разных стран звучат похожие инструменты, основанные на деревянном посохе с звенящими насадками.
Со своими многочисленными колокольчиками, он [бунчук] служит для расцвечивания пышных музыкальных сочинений и торжественных маршей военной музыки. Но он не может встряхивать своей звонкой гривой иначе как на достаточно отдалённых промежутках, что значит — не более двух раз на такт в умеренном движении.
Инструмент, возможно, имеет предшественников в лице в центральноазиатских тенгрианских штандартов. Подобные инструменты встречаются в древней китайской музыке, куда, возможно, попали из тех же среднеазиатских (тюркских) источников . Родственным бунчуку, как музыкальному инструменту, предметом является также турецкий бунчук -штандарт, с которым он соседствовал у янычаров.
Европейцы знали об этом инструменте уже в XVI веке. В XVIII веке он ассоциировался с янычарами и был частью янычарского оркестра , а в XIX веке широко использовался в европейских военных оркестрах. Особенно часто китайская шляпа применялась в военных оркестрах наполеоновской Франции.
В 1881 году немецкий император Вильгельм I подарил турецкий полумесяц королю Гавайев Калакауа по случаю его визита в Берлин во время кругосветного путешествия. Этот инструмент с тех пор использовался Гавайским королевским оркестром.
В середине XIX века этот инструмент стал часто заменяться в составе военных оркестров .
Инструмент практически вышел из употребления в Англии в середине XIX века, но сохранился до наших дней в Германии и в Нидерландах, а также в двух военных оркестрах во Франции (Иностранного легиона Франции и 1-й полка спаги ). Он также используется в военных оркестрах Российской Федерации , Украины , Белоруссии , Азербайджана , Казахстана , Чили , Перу , Боливии и Бразилии . Его присутствие в оркестрах Чили, Бразилии и Боливии связано с немецким военным влиянием, которое существовало в этих странах в конце XIX — начале XX веков.
В современной России бунчук немецкого образца регулярно используется на парадах 9 мая на Красной площади , а также на других парадах. В 2019 году значительная часть трансляции парада представляла собой кадры с президентской трибуной, снятые со стороны военного оркестра, с бунчуком на переднем плане. Кроме бунчука, в оркестре были задействованы, по крайней мере, две маршевые лиры.
Турецкие полумесяцы в некоторых случаях имели символическое значение для воинских частей, которые их использовали. Так, британский 88-й пехотный полк захватил такой инструмент у французов в битве при Саламанке , произошедшей в Испании в 1812 году. Позднее этот предмет стал полковой реликвией и неизменно «принимал участие» в парадах полка .