Interested Article - Янина, Ольга

Ольга Яни́на ( нем. Olga Janina , также Ольга фон Янина , нем. Olga von Janina , настоящая фамилия Зелиньская , польск. Zielińska , по первому мужу Пясецкая , польск. Piasecka , по второму мужу Сезано́ , фр. Cezano , по третьему мужу Вюлье , фр. Olga Vulliet ; 17 мая 1845 , Львов 1914 ?, Париж ) — австрийская пианистка польского происхождения. Дочь Людвика Зелиньского , сестра Владислава и Ярослава Зелиньских.

Ранняя биография

В детстве училась у Вилема Блодека , в 1853—1855 гг. домашнего учителя музыки Зелиньских. В 1863 г. вышла замуж за Кароля Пясецкого из шляхетского рода Пясецких герба Янина . Брак оказался неудачным, однако Ольга Пясецка взяла себе в качестве псевдонима название герба своего мужа. В 1865 г. в сопровождении матери отправилась в Париж, где на протяжении года брала уроки фортепианной игры у Анри Герца и дебютировала на концертной сцене, эффектно исполнив фантазию своего учителя на темы «Африканки» Мейербера . В 1866 г., вернувшись во Львов, продолжила образование под руководством Кароля Микули . В 1869 г. прибыла в Рим для занятий у Ференца Листа , сразу продемонстрировав эксцентричный нрав: 24-летняя пианистка носила мужской костюм, курила сигары, употребляла опиум, держала при себе пистолет, называла себя «козацкой графиней» и, обгрызая ногти до крови, оставляла кровавые пятна на клавишах .

Отношения с Ференцем Листом

Осенью 1870 г. по приглашению Листа приняла участие в Бетховенском фестивале в Веймаре . Затем попыталась начать концертную карьеру сначала в России, а после в США, куда прибыла вместе с копией « » Листа для передачи их издателю Юлиусу Шуберту , однако полученную от Шуберта тысячу долларов истратила, а третий том и вовсе потеряла . Вернувшись в Европу, в ноябре 1871 г. нашла Листа в Будапеште и угрожала застрелить его, а после отравиться. После этого отправилась в Париж, где выступала с концертами из произведений Листа и с лекциями о нём. В 1874 г. под псевдонимом Роберт Франц, избранным для того, чтобы задеть ещё и близкого к Листу композитора Франца , опубликовала роман «Воспоминания одной козачки» ( фр. Souvenirs d'une cosaque ), представляющий историю её отношений с Листом, фигурирующим в книге как «аббат X», как историю страстной взаимной любви. В том же году анонимно издала второй роман, «Воспоминания одного пианиста» ( фр. Souvenirs d'un pianiste ), будто бы ответ Листа на первую книгу. В 1875 г. последовали ещё две книги, приписанные Сильвии Дзорелли ( итал. Sylvia Zorelli ), вымышленной приятельнице героини первых двух книг, — «Амуры одной козачки» ( фр. Les Amours d'une cosaque, par un ami de l'Abbé "X" ) и «Роман пианиста и козачки» ( фр. Le Roman du pianiste et de la cosaque ). Наконец, в 1876 г. вышли «Письма одного оригинала» ( фр. Lettres d’un excentrique ), вновь за подписью Роберта Франца. Многочисленные биографические подробности из жизни Ольги Зелиньской, рассказанные в этих книгах, носят совершенно фантастический характер: утверждается, например, что во время её обучения в Киевской консерватории (ещё не открывшейся к тому времени) юная пианистка держала при себе ручного тигра и ей пришлось покинуть консерваторию, когда этот тигр загрыз одного из её руководителей . Все эти книги, пользовавшиеся довольно широкой популярностью, доставили немало неприятностей Листу и его ближайшему окружению; тем не менее, по воспоминаниям ученицы Листа Лины Шмальгаузен, уже в 1886 году Лист говорил: «Она не была плохой, просто неуравновешенной. И, по моему мнению, она была определённо талантлива» .

Дальнейшая жизнь

В 1881 г. Ольга Янина вышла замуж за поэта и журналиста Поля Сезано и поселилась с ним в Швейцарии в городке Ланси . В последующие четыре года она довольно много концертировала в Швейцарии, выступала также в Марселе , Лондоне , Берлине и Лейпциге — в последнем случае представленная как русская пианистка Ольга Львовна Сезано (по отзыву критики, «не достигающая высот Есиповой , но также весьма неплохая пианистка, чья техника заслуживает уважения» ). В 1886 г. вместе с Карлом Анри Рихтером (1852—1905) основала Женевскую музыкальную академию, в рекламных целях пригласила Ганса фон Бюлова провести в ней мастер-класс. Годом позже ушла из академии, объявив об открытии собственной Высшей школы фортепиано и гармонии ( фр. Ecole supérieure de piano et d’harmonie ). После смерти Сезано (1887) вновь вышла замуж за швейцарского гинеколога, профессора Женевского университета Франсуа Вюлье . Продолжала спорадически выступать — в частности, 12 июня 1891 г. дала концерт в Лондоне (по мнению обозревателя Musical Times , оказалась «исполнительницей не более чем среднего калибра, хотя, по слухам, пользующейся солидной репутацией на континенте» , — впрочем, другие рецензенты были благосклоннее). 5 мая 1894 г. дала в Париже концерт, целиком посвящённый произведениям Иоганнеса Брамса (участвовал также квартет ); Юг Имбер с восторгом отозвался о «мужском темпераменте» пианистки . После смерти мужа в 1896 году поселилась на юге Франции .

Память

По мнению Я. И. Мильштейна , об Ольге Янине и её мифотворчестве «быть может, не следовало бы и упоминать в серьёзных исследованиях о Листе», а те авторы, которые поступают иначе, действуют «чаще всего из соображений сенсационного порядка, столь свойственных определённому типу современной буржуазной биографической литературы» . Книга «Амуры одной козачки» была переиздана в 1987 г. под названием «Амуры Листа и козачки» ( фр. Les Amours de Liszt et de la Cosaque ), снова в качестве мистификации (автором книги был указан Антон Кнепп — якобы священник, исповедовавший Листа перед смертью) . «Письма одного оригинала» переизданы уже в 2017 г.

Примечания

  1. Alan Walker. Franz Liszt: The final years, 1861—1886. — Cornell University Press, 1987. — P. 172—173.
  2. Alan Walker. Franz Liszt: The final years, 1861—1886. — Cornell University Press, 1987. — P. 177—178.
  3. Alan Walker. Franz Liszt: The final years, 1861—1886. — Cornell University Press, 1987. — P. 181—182.
  4. The Death of Franz Liszt: Based on the Unpublished Diary of His Pupil Lina Schmalhausen. / Translated and edited by Alan Walker. — Cornell University Press, 2002. — P. 55.
  5. // Musikalisches Wochenblatt , 21.02.1884, S. 112.
  6. // Le progrès médical: journal de médecine, de chirurgie et de pharmacie , 3e série, t. III, No. 11 (14.03.1896), p. 174.
  7. англ. appears to be an executant of but moderate calibre, though she is said to enjoy a considerable reputation on the Continent . — // The Musical Times and Singing Class Circular , Vol. 32, No. 581 (Jul. 1, 1891), p. 412.
  8. // Le guide musical , 1894, No. 20-21 (13/20.05.), p. 458.
  9. Jean Marteau . Œuvres complètes: Tome IV. Monsieur Napoléon, Arc-en-ciel, Crèvecœur. — Editions Slatkine, 1994. — P. 65-67.
  10. Я. И. Мильштейн. Лист. — М.: МузГИЗ, 1956. — Т. 1. — С. 37.
  11. Michael Saffle. Franz Liszt: A Research and Information Guide. — Routledge, 2009. — P. 144.
  12. от 14 июля 2019 на Wayback Machine // Editions Sans qu’il soit besoin , 9.12.2017.

Ссылки

  • // Europäische Instrumentalistinnen des 18. und 19. Jahrhunderts, Sophie Drinker Institut.
Источник —

Same as Янина, Ольга