Interested Article - Пор-Манеш (картина)
- 2021-07-06
- 1
«Пор-Манеш» — картина французского художника- постимпрессиониста Анри Море́ из собрания Государственного Эрмитажа , единственная картина Море́ в российских музеях.
На картине изображён небольшой залив в окрестностях городка Бискайском побережье Бретани . Безлюдные крутые склоны бухты покрыты разноцветными травами, у самой воды стоит дом с пристройкой, на воде две лодки, на дальнем плане на высоком холме виднеется маяк. В правом нижнем углу подпись художника и дата: Henry Moret. 96 .
наКартина написана в 1896 году в городке Пулдю (коммуна Клоар-Карноэ ) неподалёку от Понт-Авена , где Море начиная с 1895 года жил и работал, и сразу же была выставлена в галерее Поля Дюран-Рюэля . В 1898 году в Париж приехал крупный российский промышленник С. И. Щукин и 13 августа купил её. Эта картина оказалась его первой покупкой произведений искусства и тем самым было положено начало его знаменитой коллекции новой французской живописи. Всего Щукин приобрёл три бретонских пейзажа Море, однако две картины его не устроили и по договорённости с Дюран-Рюэлем Щукин вернул их обратно .
После Октябрьской революции собрание Щукина было национализировано, и с 1923 года картина находилась в Государственном музее нового западного искусства . В 1948 году ГМНЗИ был расформирован и картина была передана в Государственный Эрмитаж . С конца 2014 года выставляется на четвёртом этаже здания Главного штаба , зал 408 .
Эта картина так и осталась единственной работой Море в российских музеях .
Главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа А. Г. Костеневич считал, что Море
пробовавший воспользоваться цветовыми упрощениями Гогена … всё-таки больше ориентировался на Клода Моне и, в конце концов, выработал такую манеру, в которой любовь к широким плоскостям чистого цвета соединялась с живой трепетной фактурой. При всех декоративных склонностях, он, пожалуй, слишком хранил верность натурным наблюдениям. «Порт Манек» сразу подкупает свежестью тонов, но в сравнении с картиной [Моне] «На крутых берегах близ Дьеппа» здесь не приходится ожидать ни равной драгоценности цвета, ни равной обобщённости пейзажного образа .
Примечания
- ↑ , с. 128.
- , с. 321.
- , с. 187.
Литература
- Барская А. Г. , Костеневич А. Г. Французская живопись. Вторая половина XIX — XX век. Каталог (Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи). — Л. : Искусство, 1991. — 473 с.
- Костеневич А. Г. Искусство Франции. Живопись. Рисунок. Скульптура: в двух томах. — СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. I. — 532 с. — ISBN 978-5-93572-295-1 . — ISBN 978-5-93572-308-8 .
- Семёнова Н. Ю. Щукин. Биография коллекции. — М. : Слово, 2019. — 528 с. — ISBN 978-5-387-01554-0 .
- 2021-07-06
- 1