Interested Article - Транстрав

Транстрав — кинематографический спецэффект , получаемый сочетанием поступательного движения камеры вдоль оптической оси объектива и плавного изменения его фокусного расстояния в обратном направлении. За счёт этого меняется отображение перспективы , создавая у зрителя ощущение головокружения. Название, общепринятое в российском кинематографе , получено комбинацией слов « трансфокатор » и «тревеллинг». Однако приём имеет множество других названий: эффект «раздвигающегося пространства», «обратный трекинг», «контр-зум», «телескопирование», «эффект раздвижных фонов» и прочие .

Компьютерная симуляция эффекта «Транстрав»

Впервые техника была использована в 1958 году в фильме Альфреда Хичкока « Головокружение » ( англ. Vertigo ), получив при этом ещё одно распространённое название «эффект вертиго» . Первооткрывателем приёма считается оператор вспомогательной съёмочной группы этой картины Ирмин Робертс ( англ. Irmin Roberts ) . В СССР одним из первых этот приём использовал кинооператор Вадим Юсов в картине « Чёрный монах » .

Описание

Приём стал возможен после появления панкратических объективов , способных плавно изменять своё фокусное расстояние. Для его выполнения киносъёмочный аппарат или цифровая кинокамера устанавливается на операторскую тележку Долли ») с таким расчётом, чтобы она двигалась по рельсам вдоль оптической оси объектива. Общепринятый в кинематографе термин Dolly стал основой для голливудского названия этого же приёма Dolly Zoom , символизирующего сочетание тележки «Долли» и зум-объектива . В момент съёмки тележка движется к объекту съёмки или от него, и одновременно с этим кинооператор или его ассистент вращает кольцо масштабирования вариообъектива так, чтобы размеры основного объекта в кадре оставались неизменными. В случае приближения камеры фокусное расстояние пропорционально уменьшается, и наоборот. В результате на экране главный герой кажется неподвижным, тогда как фон «наезжает» или «отъезжает» от него, в зависимости от направления движения камеры.

При этом у зрителя складывается ощущение необъяснимой трансформации пространства в кадре. Это вызвано изменениями в передаче перспективы и глубины резкости , происходящими синхронно со сменой фокусного расстояния. Постоянными могут удерживаться размеры как главного персонажа, так и других предметов, например, расположенных на переднем плане. В этом случае герой увеличивается или уменьшается вместе с фоном. Наибольшую сложность при выполнении приёма представляет нелинейность изменения скорости тележки, необходимого при постоянном темпе масштабирования для удержания неизменных размеров нужных объектов. Это требует определённых навыков и слаженности в работе дольщика и кинооператора. Ещё одна сложность заключается в необходимости высокой квалификации фокус-пуллера , который должен менять фокусировку синхронно с движением тележки. Вместо последней могут использоваться другие способы перемещения камеры, например система стабилизации « Стэдикам ». В фильме «Головокружение» кадр с нужным эффектом снимался на уменьшенном макете башни, установленном горизонтально .

Использование в кинематографе

Чаще всего эффект используется, чтобы подчеркнуть эмоциональное потрясение или резкую перемену обстановки. Например, в фильме « Челюсти » приём использован в сцене на пляже, чтобы передать ужас, испытанный шефом полиции Броуди в момент нападения акулы на ребенка. Заметность приёма в этом эпизоде стала причиной ещё одного его названия «эффект Челюстей» ( англ. Jaws Effect ) . В картине « Славные парни » приём подчёркивает изменение атмосферы вокруг главного персонажа, внезапно понимающего, что партнёры подозревают его в предательстве . В сцене фильма « Полтергейст », где героиня бежит по коридору, приём транстрав создаёт ощущение мистической трансформации помещения, становящегося бесконечным .

См. также

Примечания

  1. . Download Subtitles and Closed Captions (CC) from YouTube. Дата обращения: 10 апреля 2018. (недоступная ссылка)
  2. Forrest Wickman. (англ.) . «Slate». Дата обращения: 11 апреля 2018. 19 октября 2018 года.
  3. Надежда Маркалова. . «Tvkinoradio» (11 января 2020). Дата обращения: 29 июня 2020. Архивировано из 30 июня 2020 года.
  4. , с. 81.
  5. Артём Чернов. . « Русский репортёр » (2 сентября 2013). Дата обращения: 10 апреля 2018. 10 апреля 2018 года.
  6. Павел Орлов. . Tvkinoradio (15 июня 2016). Дата обращения: 10 апреля 2018. 11 апреля 2018 года.
  7. Александр Константинов. . « КиноПоиск » (4 августа 2014). Дата обращения: 11 апреля 2018. 11 апреля 2018 года.

Литература

  • Дмитрий Масуренков. // «MediaVision» : журнал. — 2012. — № 11 . — С. 80—83 .

Ссылки

Источник —

Same as Транстрав