Вода (картина Арчимбольдо)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Леда и лебедь» — крупноформатное полотно из серии « », над которым пармский художник Корреджо работал в последние годы жизни (предположительно в 1530—1531 годах). Изображает популярный в эпоху Возрождения сюжет — Леду, к которой ластится Юпитер в обличье лебедя .
История картины драматична. По сведениям Вазари , парные полотна «Леда» и «Венера» (то есть « ») были написаны Корреджо по заказу Федерико II Гонзага , который предполагал поднести их в дар императору Карлу V . Более вероятно, что Федерико заказал всю серию из 4 картин о любовных подвигах Юпитера для украшения Овидиевой залы палаццо дель Те — места встреч монарха с фавориткой .
В 1598 г. неутомимый собиратель искусства маньеризма , император Рудольф II , купил у испанского короля «Леду» и « Ганимеда » и перевёз их в Пражский Град . При разграблении Праги шведами полотно было увезено в Стокгольм и попало в собрание королевы Кристины , которая завещала его своему духовнику кардиналу Аццолини .
В начале XVIII века «Леда» украшала коллекцию французского регента . В эпоху рококо Корреджо, особенно поздний, стал самым модным из старых мастеров , и от желающих полюбоваться «Ледой» не было отбоя. Однако сын регента Людовик , будучи скандализован «разнузданной» позой Леды, в приступе ярости исполосовал её лицо ножом .
Поскольку картина считалась погибшей и её останки должны были быть брошены в печь , их без труда заполучил придворный живописец Куапель . Он написал новое лицо Леды. Пройдя через руки нескольких дельцов, останки полотна были соединены воедино и проданы за сходную цену графу д’Эпиналю, действовавшему в интересах Фридриха II , который вывесил «Леду» во дворце Сансуси . Во время Наполеоновских войн картина была увезена в Париж и вновь переписана Пьером-Полем Прюдоном . По возвращении в Берлин лицо Леды вновь переписывал . С 1830 года холст экспонируется в Берлинской картинной галерее .
Леда изображена сидящей с широко раздвинутыми ногами под ветвистым деревом в центре композиции. Левой рукой она притягивает к своему лону лебедя, который льнёт клювом к её лицу. Судя по копии полотна, сделанной в XVII веке в Испании , изначально лицо Леды изображало сладострастное томление наподобие лица Ио в « Юпитере и Ио ». Художники XVIII—XIX вв. придали ей вид скромной, почти благочестивой умильности, который контрастирует с общим решением картины .
По правую руку от Леды изображены три амура разных возрастов, играющие на музыкальных инструментах. С противоположной стороны показано робкое заигрывание Леды с птицей перед соитием и полный благодарности взор, которым она провожает после совокупления покидающую поле зрения птицу . Не исключено [ кем? ] , что пейзаж «Данаи» служил зрительным продолжением линии полёта лебедя. Изысканные контрапосты фигур свидетельствуют о хорошем знакомстве Корреджо с образцами античной пластики [ источник не указан 2065 дней ] .