Interested Article - Жилой дом работников МГБ

Бы́вший жило́й дом рабо́тников Министе́рства госуда́рственной безопа́сности СССР — здание в Москве на улице Земляной Вал , построенное в 1946—1949 годах . За проект дома архитектор Евгений Рыбицкий в 1949-м был награждён Сталинской премией третьей степени , однако уже в 1952 году из-за выразительного декора и высокой стоимости дом начал подвергаться критике, а в 1955-м Рыбицкий был лишён премии « за излишества в проектировании » .

История

Строительство здания, 1949 год
Дом в 2007 году

Здание было построено по заказу Министерства государственной безопасности (МГБ) СССР , руководить проектом пригласили архитектора Евгения Рыбицкого . По детальности проработки и количеству архитектурных элементов декора здание в те годы не имело равных и было признано шедевром сталинского ампира . Фасад стилистически делится на четыре горизонтальных слоя: тёмный цоколь из красного гранита , рельефный первый уровень серо-вишнёвого цвета, над ними — два участка светлого камня. Венчает композицию галерея с башенками по всему периметру крыши. В вертикальном плане главный фасад делят на три зоны четыре ризалита с оконными проёмами разных форм. Ось симметрии держит треугольный фронтон , с двух сторон примыкающий к бельведерам . Прямо под ним находится арка въездных ворот с кессонированным потолком и узорной чугунной решёткой. Одним из необычных решений фасада стали двухуровневые балконы — за колоннами высоких арок первого ряда скрываются небольшие лоджии. С красной линии улицы, а также с торцов и обратной стороны здание украшают многочисленные колонны , пилястры , аркатурные пояса , рельефная лепнина. Все эти архитектурные приёмы позволили сделать крупное здание высотой в девять этажей и с 33 окнами по фасаду торжественным, но лёгким для восприятия .

В едином ансамбле с домом Рыбицкий спроектировал также двухуровневый закрытый двор и декоративную аркаду , соединяющую его с соседним зданием № 44 и скрывающую стоящую в глубине школу .

При строительстве использовался труд германских военнопленных , даже большую часть материалов взяли из реквизированных запасов. Согласно некоторым источникам, красные гранитные плиты на фасаде здания были приготовлены по приказу Гитлера для изготовления монумента в честь захвата Москвы. Этот же камень использовался для отделки некоторых зданий на Тверской улице . Один из жителей дома вспоминал:

В доме вообще было много трофейного . <...> Сантехника, кафель на кухне и в ванной комнате, выключатели, розетки <...> и великолепный дубовый паркет . Сливные бачки были чуть ли не со свастикой и отличались от наших, фаянсовых , бо́льшим объёмом и малой толщиной стенок ...

Квартиры и, соответственно, жильцы дома делились на две категории: сотрудникам МГБ и военным выдавали престижные помещения по 200 м². Значительно меньшие отдавали бывшим фронтовикам — их квартиры по 60 м² соседи называли « дворницкими ». В одной из них на третьем этаже долгое время жил сам архитектор Рыбицкий. Балконы на фасаде со стороны Садового кольца опечатывались из-за опасений покушения на Сталина, сохранность печатей регулярно проверял участковый .

В 1950 году Евгений Рыбицкий получил за проект дома Сталинскую премию третьей степени. Два года спустя из-за смены подхода к жилищной застройке начала появляться первая критика проекта, в 1955-м архитектор был лишён награды, а дом стал символом «излишеств» и «ненужных украшательств», которые полностью противоречили курсу на функциональную типовую архитектуру хрущёвской эпохи :

Особенно большие излишества были допущены архитектором Рыбицким в построенном доме по улице Чкалова, для отделки которого применены дорогостоящие материалы, сложные архитектурные украшения и декоративные аркады; при планировке квартир недопустимо завышены площади передних, коридоров и других вспомогательных помещений. Стоимость одного квадратного метра жилой площади в этом доме составляет 3400 рублей, что в два — три раза превышает стоимость жилой площади в экономично запроектированных домах.

Центральный Комитет КПСС. Совет Министров СССР. Постановление от 4 ноября 1955 года № 1871

Во времена партийных чисток и репрессий 1950-х годов из дома исчезали целые семьи, которые были заподозрены в поддержке Лаврентия Берии . Статус остальных жильцов и уровень дома сильно снизились, в «борьбе с роскошью» стали пропадать хрустальные люстры и ковры, постепенно роскошные частные квартиры модернизировали в коммунальные :

Я однажды был в такой квартире у одноклассника, тогда они уже стали коммуналками. <...> Для меня, школьника, это был просто лабиринт .

После распада СССР и перехода к рыночной экономике большинство квартир были распроданы, в настоящее время из первых владельцев в здании остались единицы. В 2014—2015 годах фасад и аркаду отреставрировали .

Примечания

  1. , с. 454.
  2. .
  3. Анна Граненко. . «Москва, которой нет» (9 июня 2006). Дата обращения: 3 октября 2018.
  4. .
  5. , с. 25.
  6. .
  7. , с. 237—240.
  8. , с. 394.
  9. . . Живой Журнал (18 сентября 2015). Дата обращения: 3 октября 2018.

Литература

  • Зиновьева О. А. / под ред. О. В. Круговой. — ТОНЧУ, 2009. — С. 201. — 304 с. — ISBN 978-5-91215-040-1 .
  • / И. Л. Бусева-Давыдова , М. В. Нащокина , М. И. Астафьева-Длугач . — Москва: Стройиздат, 1997. — С. . — 512 с. — ISBN 5-274-01624-3 .
  • Прашкевич Г. М., Янушевич Т. А. . — Любимая книга, 2007. — 880 с. — (История СССР). — ISBN 978-5-98502-050-2 .
  • Прогулка сквозь время. 1949 // Департамент культурного наследия города Москвы «Московское наследие». — М. : «Солид-Пресс», 2018. — № 3 (57) . — С. 25 .
  • Федосюк Ю. А. . — АСТ, 2009. — 448 с. — ISBN 978-5-17-057365-3 .
  • Хмельницкий Д. // «Проект Классика» : Журнал. — 2005. — 27 марта.
  • Цапенко М. П. . — Гос. изд-во лит-ры по строительству и архитектуре, 1952. — С. 237—240. — 394 с.

Ссылки

  • , 2016 год
Источник —

Same as Жилой дом работников МГБ