Interested Article - Мавзолей Чупан-ата (Ташкент)
- 2020-04-06
- 1
Мавзолей Чупа́н-ата́ , Мавзолей Чупаната ( узб. Cho‘ponota maqbarasi/Чўпонота мақбараси ) — памятник архитектуры, мавзолей в Ташкенте , входит в состав на . Мавзолей посвящён легендарному персонажу , почитаемому в Средней Азии как покровитель чабанов и бараньих стад. Постройка, вероятно, не является настоящей гробницей и должна рассматриваться лишь как («святое место»). Согласно легендам, приказ о возведении мавзолея был отдан Тамерланом или Улугбеком , однако археологические материалы позволяют датировать его концом XVIII века .
Мавзолей примечателен силуэтом, фигурными и кирпичными выкладками. Формы здания выступали прототипом для более поздних усыпальниц в Ташкенте: Муин Халпа-бобо и .
Расположение
Мавзолей Чупаната входит в состав одноимённого религиозного комплекса на . От входного сооружения комплекса ( ) к нему проведена кладбищенская аллея . Некрополь расположен на территории 13-го квартала ташкентского массива Чиланзар .
По некоторым источникам, средневековое кладбище занимает западную часть холма-городища Казахмазартепа . Название археологического памятника связано с активным проникновением казахов в Ташкентский регион в XVIII веке в период джунгарского ( калмыцкого ) владычества . Одно из преданий утверждает, что мавзолей первоначально именовался Казах-мазар и строился в местности, населённой калмыками, однако относя эти события ко временам Тамерлана (Тимура) .
Сведения о строительстве
Исторические источники, сообщающие о строительстве мавзолея, не обнаружены, собранные опросные сведения — немногочисленны . Археологические материалы позволяют датировать памятник концом XVIII века . При этом существует несколько противоречащих друг другу легенд, которые приписывают ему значительно более древний возраст .
Согласно одному из преданий, здание строилось по велению Тамерлана (Тимура), в загородной местности, где якобы жили калмыки , и в прошлом именовалась « Казах-мазар » .
Вторая легенда отдаёт инициативу Улугбеку , увидевшего во сне Чупан-ату. Святой будто бы упрекнул тимурида , что его захоронение никак не отмечено, после чего Улугбек направил из Самарканда в Ташкент строителей и материалы, определив им место для работ. Чупан-ате приписывается обводнение этой местности: вода якобы дошла от Катартала до холма Махалля благодаря его посоху. Тем самым, уже в легендарной истории допускается, что место связано лишь с почитанием, но не погребением чудотворца . Следует отметить, что в конструкции мавзолея имеются формы, которые потенциально действительно указывают на XV век , однако сопоставление памятника с копирующими его усыпальницами Муин Халпа-бобо и , безусловно возведёнными в XIX веке , позволяет отбросить данную версию .
Архитектура
-
Интерьер
-
Купол и наружная фигурная выкладка барабана
-
Щитовидный парус и внутренняя фигурная выкладка барабана
-
Окно с решёткой-панджара
-
Надгробие-сагана
Постройка является однокамерной, портально - купольной . Основание представляет собой прямоугольную призму размером 4,6 × 5,6 м. В высоту мавзолей имеет 7,2 м. Вход в здание расположен с юга и оформлен в виде портала с колоннами- . Вверху башенки оканчиваются фонарями . На цилиндрическом истончающемся кверху барабане установлен одинарный купол сфероконической формы (2,6 м по внутреннему диаметру). Он опирается на угловые щитовидные паруса .
Перекрытая куполом внутренняя камера имеет крестообразную форму с нишами . Из стены западной ниши прорезано единственное небольшое низкое окно. Мавзолей изнутри не отштукатурен. В центре зала расположено одно крупное надгробье- .
Мавзолей выстроен из квадратного жжённого кирпича размером 24,5 × 24,5 × 4 см. Применялся глиняный (для стен) и ганчевый (для арок и купола) раствор. На барабане купола, щипцовой стене портала и башенках в кладке кирпичей декоративно чередуются вертикальные и горизонтальные ряды . Барабан снаружи и основание купола выложены фигурной кладкой, в виде больших ромбов и плетёнки («в ёлочку») .
Влияние
Формы здания выступали прототипом для более поздних усыпальниц в Ташкенте: Муин Халпа-бобо и .
Примечания
- ↑ Булатова В., Маньковская Л. Комплекс Чупан-ата (XVIII—XX век) // Памятники зодчества Ташкента XIV—XIX вв.. — Ташкент: Издательство литературы и искусства имени Гафура Гуляма, 1983. — С. 125. — 144 с. — 5000 экз.
- ↑ Маньковская Л. Ю., Пулатов Х. Ш. К изучению архитектурного наследия Ташкента // Строительство и архитектура Узбекистана. — 1972. — № 6 . — С. 21—22 .
- ↑ Ташкент. Энциклопедия / Зиядуллаев С. К . — Ташкент: Главная редакция УзСЭ, 1983. — С. 394. — 416 с.
- ↑ Қозоқмозортепа — (узб.) . — Ташкент, 2000—2005.
Литература
- Булатова В., Маньковская Л. Комплекс Чупан-ата (XVIII—XX век) // Памятники зодчества Ташкента XIV—XIX вв.. — Ташкент: Издательство литературы и искусства имени Гафура Гуляма, 1983. — С. 125. — 144 с. — 5000 экз.
- Ташкент. Энциклопедия / Зиядуллаев С. К . — Ташкент: Главная редакция УзСЭ, 1983. — С. 394. — 416 с.
- Маньковская Л. Ю., Пулатов Х. Ш. К изучению архитектурного наследия Ташкента // Строительство и архитектура Узбекистана. — 1972. — № 6 . — С. 21—22 .
- Қозоқмозортепа — (узб.) . — Ташкент, 2000—2005.
- 2020-04-06
- 1