Interested Article - Дзиута

Исполнители жанра дзиута обычно одновременно играют на сямисэне и исполняют вокальную партию

Дзиута ( яп. 地歌/地唄 ) — жанр камерной японской музыки, исполняемый на сямисэне в качестве аккомпанемента к представлениям дзёрури и танцам . Название буквально означает «местные песни» . Дзиута входит в обязательный репертуар гейш , они же составляют основную часть специалистов этого жанра в Киото; также его исполняют на большой сцене в других городах Кансая и в Токио .

Дзиута изначально был камерным жанром, он исполняется тихо, в медленном темпе и без ударных инструментов . В вокальных партиях всегда много мелизмов .

До периода Мэйдзи изучать дзиуту могли только слепые члены гильдий по системе иэмото , сохраняющейся в японском искусстве до сих пор; в XXI веке этому жанру обучают в Токийском университете искусств . Гейши изучают дзиуту в специализированном учреждении «кэмбан» или «кабурэндзё» . Из-за системы иэмото заимствование из других жанров ограничено (к примеру, исполнители дзиуты никогда не используют даже выкриков жанра нагаута) . Исключение — музыка камерных трио , которую часто исполняли те же люди, что и дзиуту .

Сямисэн

Гейша с сямисэном развлекает гостей, ок. 1912—1926

Сямисэн попал в Японию в XVI веке из независимого тогда государства Рюкю ; рюкюская разновидность, именуемая сансин , меньшего размера и обтянута змеиной кожей. Первыми заметили сямисэн музыканты, игравшие на биве , они адаптировали сямисэн для себя, увеличив его корпус, а также заменив труднодоступную змеиную кожу на кошачью .

Толщина грифа сямисэна для исполнения дзиуты средняя между толстым «сямисэном гидаю» и тонким нагаута -сямисэном. Исполнители дзиуты тщательно избегают влияния театральной школы игры на сямисэне: динамичные мелодии не ценятся, лучшим считается ясный звук интересного тембра; при игре профессионалы дзиуты никогда не задевают плектром корпус, как делают музыканты, играющие в жанре эдо -нагаута .

Используется плектр большого размера «цуяма-бати» . В отличие от остальных жанров музыки для сямисэна (кроме санкёку), плектр для игры в жанре дзиута сделан не из слоновой кости или дерева, покрытого слоновой костью, а из черепашьего панциря или рога буйвола . К нижнему порожку сямисэна исполнители иногда подвешивают небольшие грузики, чтобы уменьшить вибрацию .

История

Первым жанром камерной музыки для сямисэна был кансайский сямисэн-кумиута, позже он влился в дзиуту . Самый ранний сборник, в котором имеются произведения-дзиута, «Сосновые иглы» , был опубликован в 1703 году . Ввиду государственных ограничений на работу музыкантов все первые профессиональные исполнители дзиуты были слепыми мужчинами из гильдии . Система гильдий была ликвидирована в 1871 году правительством Мэйдзи , после чего дзиуту стали исполнять все желающие . В период Тайсё дзиута пережил всплеск популярности . Последние новые произведения в жанре дзиута были созданы в начале XIX века, после этого возросшая популярность кото затмила дзиуту .

Разновидности

Две гейши из Киото играют на сямисэнах и поют

Вокальной партии в дзиуте может аккомпанировать один или несколько сямисэнов, также к ним может добавляться кото ; кроме того, встречается аккомпанемент , состоящий из сямисэна, кото и сякухати либо кокю . Выбор инструментов зависит от поджанра дзиуты: тэгото-моно и нескольким хаута аккомпанируют сямисэн с кото или санкёку, остальные жанры требуют использования исключительно голоса и сямисэна . Музыку жанра дзиута также исполняют в школе кото «Икута-рю», там роль сямисэна исполняет кото .

«Сямисэн-кумиута» — старейший и крупнейший вид дзиуты; самое раннее известное произведение-кумиута — «Рюкю-гуми» авторства Исимуры Кэнгё или Савадзуми Кэнгё .

Произведения этой разновидности дзиуты состоят из многочисленных коротких стихотворений, часто не связанных ни темой, ни мелодией . Начинающие музыканты, планировавшие специализацию в дзиуте, изучали произведения этого вида в определённом порядке от простых к сложным, однако данная практика в XXI веке не используется. Сохранилось две школы: Янагава в Киото и Ногава в Осаке .

Камигата-нагаута — разновидность дзиуты, произошедшая от кумиуты в 1600-х годах, также ранее использовалась при обучении будущих специалистов жанра дзиута. Произведения камигата-нагаута содержат строфы одного стихотворения, зачастую длинного, а не отдельные стихи, как кумиута .

Термин «камигата-ута» имеет несколько значений: отдельный от дзиуты вокально-инструментальный жанр; разновидность дзиуты; зонтичный термин для обозначения нескольких жанров, включая дзиуту, нагауту , хауту, , гидаю и другие .

Хаута — короткие произведения, не относящиеся ни к кумиуте, ни к нагауте, в которых голос играет более важную роль, чем музыкальный инструмент. Изначально термин означал все произведения, не вошедшие в два классических вида. Наибольшая популярность хауты пришлась на первую треть XVIII века. Впоследствии некоторые произведения этого вида превратились в танцевальную музыку для традиционного танца . Многие знаменитые произведения хаута создал композитор .

Тэгото-моно — самый распространённый вид дзиуты, содержащий инструментальные части между вокально-инструментальными фрагментами. Формирование тэгото-моно завершилось в 1790-х годах при активном участии Минэдзаки Кото, в первой трети XIX века в Киото возник вариант тэгото-моно «вопрос-ответ» .

Сибаи-ута — вид, на который повлияла кансайская музыка театра кабуки , утаи-моно — произведения, слова или темы которых взяты из театра но . Обе разновидности развивали слепые музыканты. Дзёрури-моно — аналогичный вид, произведения которого взяты из театра марионеток дзёрури . Характерные произведения юмористического вида саку-моно зачастую имитируют звуки, издаваемые животными .

Примечания

Комментарии

  1. ( яп. 津山撥 )
  2. ( яп. 松の葉 мацу но ха )
  3. ( яп. 三味線組歌 )
  4. ( яп. 琉球組 рю:кю:гуми )
  5. ( яп. 石村検校 , ?—1642)
  6. ( яп. 沢住検校 )
  7. ( яп. 上方長歌 )
  8. ( яп. 上方歌 )
  9. ( яп. 端唄 )
  10. ( яп. 手事物 , тэ — рука; гото — дело, вещь; моно — предмет, вещь)
  11. ( яп. 掛け合い какэаи )
  12. ( яп. 芝居唄 )
  13. ( яп. 唄い物 )
  14. ( яп. 浄瑠璃もの )
  15. ( яп. 作もの )

Сноски

  1. .
  2. , p. 15, 17.
  3. , p. 17.
  4. , p. 796.
  5. , p. 15.
  6. , p. 587.
  7. , p. 724.
  8. , p. 727.
  9. , p. 728.
  10. . Дата обращения: 26 июня 2022. 9 декабря 2021 года.
  11. , p. 16.
  12. , p. 814.
  13. , p. 729.
  14. , p. 16—17.

Литература

  • Volume 7: East Asia: China, Japan, and Korea // Garland Encyclopedia of World Music / edited by Robert C. Provine, Yosihiko Tokumaru and J. Lawrence Witzleben. — Taylor & Francis Group. Routledge, 2001. — 1192 с.
  • Shigeo Kishibe et al. Japan, §II: Instruments and instrumental genres // . — Oxford University Press . (требуется подписка)
  • Kelly M. Foreman. The gei of Geisha. — Ashgate Publishing Company, 2008. — ISBN 978-0-7546-5857-3 .

Ссылки

  • (2007—2014).
Источник —

Same as Дзиута