Interested Article - Чанда-биби
- 2021-02-01
- 2
Чанда-биби , также Мах-лака Бай и Мах-лака Чанда ( урду ماہ لقا چنداؔ ; 7 апреля 1768 года — 1824 год ) — индийская урдуязычная поэтесса, придворная дама и благотворительница, жившая в Хайдарабаде . В 1824 году она стала первой поэтессой, опубликовавшей диван (сборник стихов; «Гулзар-э-Мах-Лака», урду گلزار ماہ لقا , вышел посмертно). При жизни Чанды-биби местный диалект урду постепенно заимствованиями из персидского языка , и её работы позволяют проследить лингвистическую трансформацию, происходившую в Южной Индии. Чанда была влиятельной придворной дамой Декана ; правитель Хайдарабада даровал ей дворянский титул омара (высший придворный титул) и держал её при дворе. В 2010 году памятник Чанде-биби, расположенный у её могилы, был восстановлен на средства, пожертвованные из государственного бюджета США .
Биография
Чанда-биби родилась 7 апреля 1768 года в Аурангабаде , на территории современного штата Махараштра . Мать Чанды — Радж Кунвар — была придворной дамой из Раджпутаны , отец — Бахадур Хан — служил при падишахе Могольской Империи Мухаммаде Шахе . Бахадур Хан переехал из Дели в Хайдарабад, где он и познакомился с Радж Кунвар . Чанду удочерила бездетная сестра Кунвар, Мехтаб Ма, также придворная дама, которая была очень близка с премьер-министром низама, Навабом Рукн-уд-Даулой .
Наваб Рукн-уд-Даула лично организовывал обучение Чанды, её учили лучшие педагоги. Чанда имела доступ к обширной библиотеке Наваба и росла, окружённая яркой . К 14 годам она превосходно ездила верхом и стреляла из лука , благодаря этому Чанда сопровождала второго низама в трёх войнах , одетая в мужское платье. Её отмечали за отменное владение луком и копьём. За военные успехи низамы неоднократно даровали ей джагир на земли , в том числе в окрестностях , , деревни Сьедпалли и Адикмета . Также ей был дарован титул «мах-лака», буквально «облик Луны». Чанда никогда не была замужем, но у неё были любовные связи с Раджой Рао Рамбхой Рао (военным-маратхом, командовавшим кавалерийским отрядом в 600 человек в войне против Государства маратхов , приближенным ко второму низаму), а также выражала восхищение капитаном Малькольмом , помощником , в Хайдарабаде .
Мах-лака была влиятельной женщиной при дворах второго и третьего низамов Хайдарабада . В то время она была единственной женщиной Хайдарабада, удостоенной признания. Мах-лака часто выступала советницей правителей, к её мнению по политическим вопросам прислушивались . Соответственно моде среди дворян того времени, 500 солдат сопровождали Чанду, когда она наносила визиты чиновникам . Также Чанда была придворной танцовщицей и жила на содержании у премьер-министров при низамах . Мах-лака умерла в 1824 году, а своё имущество (земли, золото, серебро и бриллианты) раздала бездомным женщинам . Её резиденция в ныне превращена в женский колледж . Мах-лака из Декана была современницей Мир Таки Мира , и из Северной Индии .
Достижения
На Мах-лаку повлиял поэт (1715—1763) , она училась у Наваба Мир-алама, позже ставшего премьер-министром Хайдарабада. Родной язык Чанды — урду , она свободно владела арабским , персидским и бходжпури . В 1798 году она каллиграфически записала 129 своих газелей и подарила капитану Малькольму 18 октября 1799 года, во время танцевального представления в резиденции Мир-алама. Ныне этот манускрипт хранится в Британском музее . Чанда-биби была первой женщиной, опубликовавшей диван , полный сборник газелей . Её сборник, названный «Гулзар-э-Махлака», содержит 39 газелей по 5 куплетов каждая. Публикация сборника состоялась в 1824 году, уже после смерти поэтессы .
Криптонимом поэтессы было имя Чанда. Слова «бульбуль» ( певчие воробьиные ), «гул» (бутон розы) и «саки» (виночерпий) многократно появляются в её газелях . Популярность Чанды привела к тому, что она первой из женщин своего региона участвовала в (соревновании поэтов). Кроме сочинительства Мах-лака пела сочинения императора Мухаммада Шаха и биджапурского султана .
Чанда-биби обучилась песенному искусству и музыкальному жанру у музыканта-виртуоза Кхуш-хал-Кхана и праправнука Тансена Мияна , придворного маэстро могольского двора. Чанда превосходно пела газели в нескольких рагах ( ладах ) и в разном ритме; она умела исполнять такие произведения, как и несколько песен в жанре . Её любимой рагой для исполнения романтических газелей была бхимпаласи ( санскр. भीम्पलासरागः , урду بھیم پلاس ) . При исполнении суфийских песен Чанда использовала рагу , смешанную с талой чаутала и рагой бхаирави . Мах-лака достигла высочайшего мастерства в исполнении любовной лирики вместе с деканским вариантом танца катхак . Она основала культурный центр, в котором вместе с другими мастерами обучала 300 девочек . Её личная библиотека содержала как манускрипты и книги по поэзии, так и по изобразительным искусствам и науке . Она оплатила и курировала публикацию книги по истории возрождения Хайдарабада «Махнама». Хотя Чанда была мусульманкой , индуизм также повлиял на её взгляды. В стихах Чанды прослеживаются следы традиции восхваления правителей и дворян, распространённой в XVII—XVIII веках .
Памятник
На пригорье близ Хайдерабада Мах-лака построила площадку, обнесённую стеной, где устраивала мушаиры; в 1792 году там же она возвела могилу своей биологической матери. После смерти Мах-лаку похоронили рядом с матерью . Могильный комплекс построен в могольском и архитектурном стиле, в его основе лежит . Помимо мавзолея здесь же находится павильон, декорированный сложными орнаментами на штукатурке , дом отдыха , мечеть и два ступенчатых колодца .
Профессор Университета Эмори и исследователь Скотт Кугл ( англ. Scott Kugle ) изучал жизнь Мах-лаки и, обнаружив её памятник в полуразрушенном состоянии, предложил реставрировать его. В 2010 году Центр деканских исследований получил финансирование от правительства США и начал проект по восстановлению монумента, реализация которого заняла год . Поддержку реставрации оказывала Мусульманская образовательная, социальная и культурная организация. В ходе восстановительных работ памятник очистили от обломков и мусора, заново отстроили водоводы, посадили деревья и кусты, а также подновили здания и их украшения .
Память и влияние
Писатель Абдул Халим Шарар (1860—1926) выписал Мах-лаку в своём произведении «Хусан кай даку» («Воры красоты») . По мнению учёного Саджджада Шахида, Чанда послужила вдохновением для знаменитого романа — « », опубликованного в 1899 году . Писатель и специалист по истории Хайдарабада утверждает, что факт опубликования поэтической антологии женщины из Хайдарабада стал поводом для гордости местных жителей . По некоторым данным, Мах-лака занималась мистицизмом , в частности суфизмом и бхактизмом .
Примечания
- . — Изд-во восточной лит-ры., 1993. — С. 54.
- . The Times of India . 2010-08-20. Архивировано из 15 июля 2014 . Дата обращения: 4 апреля 2013 .
- ↑ Tharu, Susie J; Lalita, ke. (неопр.) . — New York: The Feminist Press , 1991. — С. 120−122. — ISBN 978-1-55861-027-9 .
- Shahid, Sajjad . The Times of India (30 декабря 2012). Дата обращения: 4 апреля 2013. Архивировано из 16 февраля 2013 года.
- , pp. 107.
- ↑ . Hindustan Times . 2011-03-08. из оригинала 8 июня 2013 . Дата обращения: 13 апреля 2013 .
- Rajendra, Rajani (2013-04-19). . The Hindu . из оригинала 11 ноября 2013 . Дата обращения: 23 мая 2013 .
- ↑ , pp. 81 & 124.
- ↑ Dalrymple, William. (неопр.) . — Penguin Books , 2002. — С. 172—173. — ISBN 978-0-14-303046-1 .
- ↑ Leonard, Karen. (англ.) // South Asian History and Culture : journal. — 2011. — P. 355—356 . 11 ноября 2013 года.
- ↑ . . 2013-04-18. из оригинала 11 ноября 2013 . Дата обращения: 28 мая 2013 .
- V, Govind Krishnan . Fountain Ink (7 мая 2013). Дата обращения: 5 июня 2013. 11 ноября 2013 года.
- ↑ Scott, Kugle. // Comparative Studies of South Asia, Africa and the Middle East. — 2010. — Vol. 30, № 3 . — P. 365–385. — doi : . 12 марта 2017 года.
- , pp. 81.
- ↑ Nanisetti, Serish (2013-02-22). . The Hindu . из оригинала 11 ноября 2013 . Дата обращения: 28 мая 2013 .
- ↑ . Daily News and Analysis . 2010-08-19. из оригинала 24 августа 2010 . Дата обращения: 16 марта 2017 .
- Pande, Rekha. (англ.) : journal. — 2012. — Vol. 3 , no. 1 . — ISSN . 4 июля 2013 года.
- Lal, Mohan. (англ.) . — ISBN 978-81-260-1221-3 . , 1992. — Vol. 5. — P. 4109. —
- , pp. 118 & 123.
- ↑ Nanisetti, Serish (2009-08-04). . The Hindu . из оригинала 11 ноября 2013 . Дата обращения: 5 апреля 2013 .
- Aftab, Tahera. (англ.) . — Brill Publishers , 2008. — P. 521—522. — ISBN 978-90-04-15849-8 .
- ↑ . . 2011-04-29. из оригинала 11 ноября 2013 . Дата обращения: 4 апреля 2013 .
- , pp. 81 & 129.
- ↑ Bilgrami, Syed Ali Asgar. (неопр.) . — New Delhi: ISBN 978-81-206-0543-5 . , 1992. — С. 14—16. —
- , pp. 81 & 128.
- Ganesh, Prashanti (2011-12-27). . The New Indian Express . из оригинала 4 марта 2016 . Дата обращения: 14 апреля 2013 .
- ↑ . Kartik Fine Arts (25 декабря 2011). Дата обращения: 14 апреля 2013. 29 января 2013 года.
- . The Daily Telegraph . 2002-10-08. из оригинала 27 апреля 2014 . Дата обращения: 9 апреля 2013 .
- , pp. 81 & 122.
- Nanisetti, Serish (2010-02-16). . The Hindu . из оригинала 14 июля 2014 . Дата обращения: 19 сентября 2012 .
- . (6 марта 2011). Дата обращения: 4 апреля 2013. 2 мая 2013 года.
- ↑ . The Times of India . 2011-03-04. из оригинала 5 ноября 2012 . Дата обращения: 4 апреля 2013 .
- Hina, Gull i. (англ.) // A Research Journal of South Asian Studies : journal. — Университет Пенджаба , 2012. — Vol. 27 , no. 2 . — P. 472 . — ISSN . 19 августа 2013 года.
- Shahid, Sajjad (2012-12-30). . The Times of India . из оригинала 16 февраля 2013 . Дата обращения: 10 апреля 2013 .
Дополнительная литература
- На английском
- Scott, Kugle. // The Journal for Deccan Studies at Hyderabad, India. — 2010. — Vol. 8, № 1 . — P. 33–58. (недоступная ссылка)
- Latif, Bilkees. . — India: Penguin Books , 2010. — ISBN 978-0-14-306454-1 .
- Stewart, Courtney A.Stewart. (англ.) : journal. — 2015.
- Scott, Kugle. (неопр.) . — ISBN 9781469626789 . , 2016. —
- На урду
- Mah Laqa Chanda. (урду) . Дата обращения: 15 марта 2017.
- Azmi, Rahat. Mah Laqa:Halat e zindage ma dewan (Mah Laqa: Account of her life with poetical compositions) (неопр.) . — Hyderabad: Bazm i Gulistan i Urdu , 1998.
- Ghulam Samdani, Maulawi. Hayat i Mah Laqa (Life of Mah Laqa) (неопр.) . — Hyderabad: Matba Nizam , 1906.
- Rizvi, Shafqat. Divan-e Mahlaqa Bai Chanda (неопр.) . — Lahore: Majlis-e-taraqqi-e-adab, 1990.
Ссылки
- 16 февраля 2013 года.
- 2021-02-01
- 2