Томсен, Кристиан Юргенсен
- 1 year ago
- 0
- 0
Биргит Юргенсен ( нем. Birgit Jürgenssen ; 1949 , Вена — 2003 , Вена ) — фотограф из Австрии , а также художница , график , куратор и преподаватель , проживавшая в Вене и специализировавшаяся на женском боди-арте . Её творчеству был посвящён ряд персональных выставок. Преподавала в Университете прикладных искусств (1981—1982) и Академии изобразительных искусств (1982—1997).
Биргит Юргенсен родилась в Вене в 1949 году. С 1968 по 1971 год она училась в местном Университете прикладных искусств . Затем, с 1980 по 1981 год, преподавала в том же университете. В период с 1982 по 1997 год Юргенсен работала преподавателем в венской Академии изобразительных искусств . Кроме того, она выступала в роли куратора ряда выставок . Юргенсен скончалась в родном городе в 2003 году .
Биргит Юргенсен была признана одной из «выдающихся представительниц международного феминистского авангарда » . С конца 1960-х годов она разрабатывала различные формы фотоискусства — основной темой её творчества было женское тело и его «трансформации» . Её автопортреты и фотосерии освещали события, связанные с повседневной жизнью женщины: причём в самых различных формах, включая атмосферу «шокирующего страха» и предрассудков .
В творчестве Юргенсен были представлены различные «формы женственности», создаваемые или передаваемые посредством фотографии. Её работы отражали репрессивный и ограничительный характер общественных норм в отношении женщины того времени. Среди её работ встречались также рисунки и акварели . Большую роль в творчестве Юргенсен сыграл Юбер Винтер ( нем. Hubert Winter ) — управляющий домом-музеем «Усадьба Юргенсенов», где были представленные многие работы Биргит .
В 1972 году, создавая работу на « гендерную » тему, Юргенсен сфотографировала себя в четырёх позах, образующих четыре буквы в немецком слове «женщина» ( нем. Frau ). В другом автопортрете, созданном в 1976 году и названном «Я хочу убраться отсюда!», Юргенсен была одета как «хорошая жена» — в платье с «аккуратным белым воротничком и брошью из кружева », — при этом она изобразила себя прижатой щекой и руками к стеклянной витрине, что было интерпретировано критиками как «её захват в репрессивные нормы женской красоты и домашней жизни, которому часто подвергались женщины» .
Фотографические работы Юргенсен, которых насчитывалось около 250, были выставлены на ретроспективной выставке, проведённой совместно Союзом коллекционеров ( нем. Sammlung Verbund ) и Венским форумом искусств Банка Австрии ( нем. Bank Austria Kunstforum ); пятьдесят из них экспонировались только венским Союзом . Одной из уникальных работ Юргенсен считался проект «10 дней — 100 фотографий», опубликованный в 1980 году. Эта коллекция, содержавшая 100 фотографий — действительно созданных в течение десяти дней, — состояла из автопортретов, сделанных на «Полароид», а также классических фотографий, на которых лицо главной героини было «замаскированно» мехом . Про эту серию сама Юргенсен сказала, что «личность женщины показана исчезающей — не осталось ничего, кроме фетишизированного объекта, который является центром мужской фантазии». В другой своей работе, созданной ранее (в 1974 году) и названной «Амазонка», Биргит Юргенсен сфотографировала «мать и дитя» в стоячих позах — с руками, подобными «фигурам святых на очень высоком стуле» .
На многих своих рисунках и фотографиях Юргенсен активно использовала кожу в качестве основы композиции — при этом в этих своих работах ей зачастую удавалось как бы передать свойства этого материала . В этом контексте критики особо выделяли так называемую «серию обуви», выполненную в 1970-х годах и состоявшую из различных «скульптур обуви». Всего Юргенсен создала восемнадцать таких «скульптур», для каждой из которых она использовала различный материал: фарфор , воск , ржавчину , хлеб и даже челюсти животного, установленные на шелковой подушке («Relict Shoe», 1976). На одном из рисунков были изображены три камня в форме женского лобка — работа получила название «Конкурс красоты» (1978) .
Другими заметными картинами Юргенсен были «Домохозяйка-фартук» ( нем. Hausfrauen-Küchenschürze , 1975), «Гнездо» ( нем. Nest , 1979) и «Сейчас» ( нем. Nun , 1979) — автопортреты, выполненные в золотом цвете, на которых героиня одета в чёрную маску и представлена лежащей «в театральной обстановке» . В частности, на первом из них Юргенсен изобразила себя в качестве «женской формы», слившейся с кухонной плитой и «образовавшей таким образом новый организм» .
Биргит Юргенсен посвящены две крупные монографии. Первая, опубликованная издательством «Хатье Кантц» ( нем. Hatje Cantz ) в 2009 году, содержала некоторые фотографии художницы, иллюстрировавшие её «независимый подход» к искусству . Вторая монография была опубликована в 2010 году под редакцией и Хайке Эйпельдауера ( нем. Heike Eipeldauer ) .