Странствия дракона (роман)
- 1 year ago
- 0
- 0
« Странствия по марке Бранденбург » ( нем. Wanderungen durch die Mark Brandenburg ) — пятитомные путевые очерки немецкого писателя и поэта Теодора Фонтане , в которых он рассказывает об истории и культуре Бранденбурга . Он описывает дворцы, монастыри, природу, традиции и быт местных жителей в марке Бранденбург . Это произведение писателя стало в период с 1862 по 1889 год выражением растущего прусского национального самосознания и романтизма . Впечатления, полученные автором во время работы над путевыми очерками, легли в основу его более поздних романов .
« Странствия по марке Бранденбург » продолжают вызывать широкий резонанс и в наши дни. Они легли в основу туристических культурных экскурсий в программе Бранденбургских летних концертов , которые ежегодно проходят, начиная с 1990 года . Теодора Фонтане часто цитируют не только современные проспекты для туристов и путеводители с описаниями ландшафтов, но и исторические исследования . Очарование его путевых очерков основано на взаимодополнении подробного описания, культурного фона и литературной выразительности рассказчика Фонтане, который считается одним из наиболее заметных представителей реализма в немецкой литературе XIX века .
В 1998 году отмечались два юбилея: 200-летие со дня рождения Виллибальда Алексиса , автора многотомных романов, посвящённых истории Пруссии , и 100-летие Теодора Фонтане. Этих писателей сближало многое. Оба — выходцы из семей гугенотов , оба принадлежали к буржуазно- либеральным слоям общества, оба были театральными критиками в выходившей с начала XVII века газете , оба заняли достойное место в бранденбургско-прусской и берлинской истории .
Виллибальд Алексис высоко ценил книги основоположника исторического романа шотландского писателя Вальтера Скотта , особенно его произведение Айвенго (1819) .
В эссе 1872 года, посвящённом Алексису, Теодор Фонтане назвал его «брандербургским Вальтером Скоттом» и своим «предшественником». Он вспомнил также, что в детстве однажды видел писателя на приморском курорте острова Узедом .
По словам Фонтане, идея путевых очерков пришла к нему летом 1858 года во время поездки в Шотландию , когда он литературно перерабатывал свои дневниковые записи. Вид старого замка Лохливен на острове Лох-Ливен вызвал в его воображении Рейнсбергский дворец и привёл к мысли, что путешествия по бранденбургским городам и весям могут стать не менее познавательно-увлекательными, чем шотландские .
При всём историческом реализме писателя метод его работы включал спонтанность. Фонтане странствовал «предпочтительно без предписанного маршута, вполне по желанию», согласно его собственному признанию. Столичные города Потсдам и Берлин он обходил по дуге , уделяя больше внимания деревням , сёлам , усадьбам , углубляясь в историю монастырей , рыцарей , дворянских семей. Он накопил такое множество интересующих его материалов, что предварительно запланировал собрать их в 20 томов
Между 18 и 23 июля 1859 года сорокалетний Теодор Фонтане совершил своё первое путешествие в Руппинер-Ланд , о котором появилось эссе с фотографиями в сентябре того же года в Шпревальде , а в октябре началась публикация серии путевых заметок в газете . Затем автор собрал очерки в первый том, датируемый 1862 годом .
Описание ландшафтов и поселений Теодор Фонтане дополняет историческими событиями и легендами, посвящает подробные разделы знатным родам и персонам, их семейным историям .
Первый том своих путевых очерков Теодор Фонтане начинает с исторических рассказов о районе Восточный Пригниц-Руппин . В городе его детства Нойруппине с 1688 года стоял гарнизон . За 38 лет до Фонтане здесь родился архитектор и художник, лидер «романтического историзма» в немецком зодчестве Карл Шинкель .
Тропы для путешествий в этих местах ведут к живописным водоёмам — к Руппинер-Зе и к самому глубокому бранденбургскому озеру с чистой прозрачной водой Гросер-Штехлинзе , а также к природному парку Штехлин-Руппинер .
В центре внимания второго тома — моренная возвышенность Барним и Любушская земля , как исторический регион по обеим сторонам реки Одер . «Жемчужинами бранденбургской Швейцарии » Фонтане называет живописно расположенные в районе Меркиш-Одерланд небольшие городки и коммуны — Букков , Блисдорф , Кюстринер-Форланд ; рассказывает о маркграфах , например, об Иоганне Бранденбург-Кюстринском и так далее .
Третий том начинается с исторического трактата о вендах и об основании марки Бранденбург в 1157 году Альбрехтом Медведем . Затем следуют рассказы о цистерцианцах , о монастыре Ленин и Коринском монастыре , о княжеском роде Аскании , к которому принадлежала Всероссийская императрица Екатерина II , об Ораниенбургском дворце , о больших и малых городах — Потсдам , Бранденбург , Парец , Вуст , Вердер . В большинстве этих очерков автор на первый план выдвигает описание ландшафта и изображение сцен повседневной жизни .
В четвёртом томе Фонтане пишет об уникальном для центральной Европы биосферном заповеднике Шпревальд , который писатель называет « Венецией в миниатюре» из-за множества речных каналов. Рассказывает о лужичанах и территории , где они были коренным народом, об особо вкусных шпревальдских огурцах , о местных традициях в районах — Верхний Шпревальд-Лаузиц , Даме-Шпревальд , Тельтов-Флеминг и о входящих в их состав городах и коммунах — Люббенау , Миттенвальде , Людвигсфельде , Треббин и так далее .
Его очерки включают рассказы о реках Даме и Шпрее , об озере Мюггельзе , о дворцах Кёпеник и Кёнигс-Вустерхаузен , о сражении у Гросберена , о представителях дворянского рода Миквиц и других родов .
Исторические рассказы этого тома начинаются со смерти в XIV веке императора Священной Римской империи Карла IV , а завершается смертью в XIX веке Карла Прусского и его более известного сына Фридриха Карла Николая Прусского , русского генерал-фельдмаршала, выдающегося военачальника .
Фонтане подробно описывает пять дворянских поместий, определения которых варьировались ( дворец , усадьба , шато , охотничий замок ). Речь идёт о поместьях — Хоппенраде ( нем. Hoppenrade ) , Либенберг ( нем. Liebenberg ) , Плауе ( нем. Plaue ) , Квитцёбель ( нем. Quitzöbel ) и Драйлинден ( нем. Dreilinden ) .
Сначала учёные-историки не воспринимали путевые очерки Фонтане как имеющие отношение к науке, однако со временем на них стали ссылаться в диссертациях .
150-летний юбилей писателя торжественно отмечали в декабре 1969 года во дворце Шарлоттенбург представители и .
Многие дорожные впечатления и исторические экскурсы легли в основу крупных произведений Теодора Фонтане, в частности, наиболее известного его романа Ханной Шигулла в главной роли .
(1895), экранизированного в 1974 году сГенрих Манн в своём эссе «Теодор Фонтане» (1948 года), сравнивая Эффи Брист с образом Эммы Бовари , подчёркивал, что роман по убедительности действительно может стать документом, характеризующим нравы общества определенного времени .
Томас Манн высоко ценил язык этого произведения, причисляя его к шести лучшим в мировой литературе со времён Иоганна Вольфганга фон Гёте .
Последнюю строчку из «Эффи Брист»: ( нем. ...das ist ein zu weites Feld ) сознательно выбрал Гюнтер Грасс для названия своего романа « Широкое поле », где он многократно цитирует «Странствия по марке Бранденбург», получившие к этому времени широкое признание .
В 1985/1986 годы по мотивам путевых очерков Теодора Фонтане была снята серия «Странствия по марке Бранденбург» из пяти телефильмов, которые (после премьеры 1 ноября 1986 года) транслировались на разных телевизионных каналах до 1998 года .