Седьмая пуля
- 1 year ago
- 0
- 0
«Вот пуля просвистела…» , так же известна как «Батька-атаман» , авторское название — «Комиссар» — авторская песня на стихи Михаила «Солидного» Тинкельмана и Игоря «Нехорошего» Шолка. Базируясь на отрывке «разбойничьей песни» из повести «С мандатом губкома» советского писателя Сергея Мосияша и будучи изначально написанной для группы « Автоматические удовлетворители », песня получила известность после выхода на альбоме « О любви » группы « Чиж & Co ». Нередко ошибочно считается аутентичной песней времён Гражданской войны .
В 1978 году советский писатель Сергей Павлович Мосияш (1927—2007) опубликовал в литературном журнале « Юность » повесть «С мандатом губкома», действие которой происходило в 1922 году . В кульминационный момент «белые» бандиты занимают дом председателя сельсовета и напиваются, распевая различные песни. Одна из них в сильно переработанном виде вошла в дальнейшем в песню «Комиссар» в качестве третьего куплета. Два других куплета из песни «белых» послужили основой для первых двух куплетов .
В 1983 году панки Михаил «Солидный» Тинкельман (выпускник ЛГУ) и Игорь «Нехороший» Шолк (по некоторым сведениям — на спор за час и за бутылку портвейна ), написали для группы « Автоматические Удовлетворители » песню, изначально озаглавленную « Комиссар » . Впервые она была исполнена на концерте 1 мая 1983 года в Люберцах , но без кульминационных третьего и четвёртого куплетов. Известно, что Свин , вокалист «АУ», исполнял песню крайне неохотно и очень редко. Сохранилось немного записей его исполнения вживую: одно из них, например, было на концерте, приуроченном к 100-летию Нестора Махно . В Советском Союзе исполнение песни было в некоторой степени опасным, так, в 1984 году при исполнении «Комиссара» сотрудники КГБ прервали рок-концерт, даже несмотря на изменение текста исполнителями, группой « Объект Насмешек » в сторону более нейтрального . Впоследствии песня «расползлась», её приняли и другие исполнители . Из них наиболее известно исполнение группы «Чиж & Co». Фронтмен группы, Сергей Чиграков , долгое время отстаивал идею о народном происхождении песни .
Сюжет песни описывает жизнь безымянного лирического героя , который сначала получил пулевое ранение в грудь при столкновении с красным отрядом, потерял ногу, а затем и жену. Рефреном служит появление комиссара, который сначала тяжело ранил героя, а затем увёл жену и коня. В последнем куплете герой поджигает дом и уходит в лес , спрятав на груди икону Спаса . В ранних редакциях текста присутствовал также четвёртый куплет, повествующий о налётах «зелёных» из лесу (на манер гоголевского эпилога к повести о капитане Копейкине , где отчаявшийся безногий ветеран так же уходит в лес, а оттуда руководит налётами на «хозяев жизни»). Современные исполнители его опускают, это является одной из причин недовольства и неприятия современного восприятия песни её авторами — Тинкельманом, Шолком и Леонтьевым. Последний и вовсе называет современный вариант текста «белогвардейской розовой соплёй» .
Несмотря на то, что появление песни неплохо задокументировано, нередко (в том числе исполнителями) указывается как «народная» «казачья» ( предполагает, что из-за упоминания батьки-атамана в припеве ) или даже белогвардейская . Более того, песня вошла в репертуар казачьих коллективов (например, Московского Казачьего Хора ) и нередко исполняется среди народных песен коллективами. Исследователь песенного творчества из Европейского университета в Санкт-Петербурге , Рустам Фахретдинов, отмечает следующее:
Таким образом, констатирует он, песня была написана под впечатлением нескольких народных песен о смерти — Мосияшем, и на 99 % не является народной .