Interested Article - Тагасодэ

«Тагасодэ» ( яп. 誰袖, 誰ヶ袖, 誰が袖 «Чьи рукава?» ) — произведения японской живописи , представляющие собой изображения полок с развешанной одеждой. На росписях «Тагасодэ» отсутствуют люди, оставившие лишь намёк на их былое присутствие. Чаще всего подобные росписи делались на ширмах и были популярны в периоды Момояма и начале периода Эдо . Одежда, изображённая на росписях, отражает тенденции моды конца XVI — начала XVII века .

Ширма Тагасодэ неизвестного автора XVII века, Метрополитен-музей .

Описание

На ширмах с поэтическим названием «Тагасодэ» или «Чьи рукава?» изображены богатые предметы одежды, чаще всего женской, из узорчатой ткани, развешанные на полках. Иногда рядом с одеждой появляются предметы мебели, коробки для парфюмерии, письма, игрушки, украшения или музыкальные инструменты . Фраза «Чьи рукава?» встречается в классической японской любовной поэзии . «Тагасодэ» часто является вводной фразой в стихотворении, далее лирический герой размышляет о том, кто эта красивая женщина, которая носит эту одежду . «Тагасодэ» могут обладать скрытым провокационным смыслом: автор приглашает зрителя на размышления о том, кем является хозяйка этой одежды .

История

Судзури-бако с «Тагасодэ».

Общим термином «Тагасодэ» впоследствии стали называть ширмы и другие произведения с подобной тематикой, примерно с XIX века , хотя большая их часть была создана раньше. К началу XVII века , изображение нарядов ( ико-дзю ) часто появляется на горизонтальных и вертикальных свитках и ксилографических иллюстрациях книг. Эти произведения, возможно, родились из жанровых сцен с уличными видами или сценами внутри помещений . Похожие иллюстрации публиковались в книгах по этикету для дам, где показывалось, каким образом нужно развешивать и показывать их одежду, входящую в приданое . Сами полки с одеждой зачастую использовались непосредственно вместо ширм для разделения пространства в комнате либо для отделения небольшой площади, где можно уединиться . Также подобные полки с богатой, красиво развешанной одеждой демонстрировали богатство её владельцев и были своеобразным «модным показом» . Более ранних ширм с «Тагасодэ» на данный момент не сохранилось, но известны произведения XV—XVI веков с подобными изображениями . «Тагасодэ» часто изображалось на коробочках для благовоний. Изображая различные цветы вместе с одеждой, авторы словно предполагали, каким будет запах этой одежды; запах незнакомки часто упоминался и в стихотворениях, благодаря которым появились эти росписи . Росписи с «Тагасодэ» стали очень популярны в периоды Момояма и начало периода Эдо . Над ними трудились мастера из различных школ живописи. Некоторым из сохранившихся ширм приписывают авторство Тавараи Сотацу либо его учеников . В более поздние времена менее изысканные зрители, скорее всего, перестали воспринимать тонкий поэтический смысл «Тагасодэ», и со второй половины XVII века их популярность стремительно пошла на убыль .

См. также

Примечания

  1. (англ.) . The Metropolitain Museum of Art. Дата обращения: 30 ноября 2017. 28 августа 2016 года.
  2. Murase, Miyeko; N.Y., Metropolitan Museum of Art (New York. ] (англ.) . — Metropolitan Museum of Art, 1975. — P. 163—164. — ISBN 9780870991363 . 1 декабря 2017 года.
  3. (англ.) . The Metropolitain Museum of Art. Дата обращения: 30 ноября 2017. 21 декабря 2017 года.
Источник —

Same as Тагасодэ