Interested Article - Туккай

Тукка́й ( чук. Туккай ; 1917 , Уэлен , Магаданская область , Чукотский автономный округ 1972 , там же ) — чукотский художник - косторез , в конце 1960-х — начале 1970-х годов — руководитель Уэленской косторезной мастерской .

Заслуженный художник РСФСР (1968), кавалер Ордена Ленина и Ордена Октябрьской Революции .

Биография

Туккай родился в 1917 году в Уэлене в семье морского охотника и резчика Хальмо ( чук. Галгымо ). Брат костореза Вуквола . С детства занимался охотой, обучался у отца резьбе по кости . Руководил школьным кружком косторезов. В 1932—1934 годах работал в Уэленской косторезной мастерской .

С 1935 года занялся общественной деятельностью — был секретарём райкома комсомола , затем председателем Чукотского райисполкома . В 1955 году вернулся к косторезному искусству. Работал в Уэленской мастерской до конца жизни, в 1968 году стал её художественным руководителем .

Принимал участие в окружных, областных, региональных и республиканских выставках: «Советский Дальний Восток» ( Владивосток , 1967; Улан-Удэ , 1969); «Советская Россия» ( Москва , 1967, 1970, 1975), «По родной стране» (Москва, 1972), «Чукотско-эскимосская резьба и гравюра по кости» (Москва, 1977), а также выставках произведений народного искусства за рубежом .

Параллельно занимался общественной деятельностью — был заместителем председателя поселкового Совета и заместителем председателя правления Магаданской организации Союза художников РСФСР .

Член Союза художников СССР , заслуженный художник РСФСР .

Умер в Уэлене в 1972 году .

Творчество

Основные работы Туккая выполнены из моржового клыка и представляют скульптурные композиции, изображающие людей и животных . Сюжеты почерпнуты мастером из повседневной жизнь жителей Чукотки — возвращение с охоты , отлов оленя , езда на оленях, ловля нерпы и др.

Автор работ «Возвращение с охоты» и «Охота на нерпу» (1956), «Олень и волки» (1957), «Приручение оленя» (1958), «Пастух, олень и волк» (1959), «На охоту в море», «Олени», «Северный танец» (1960), «Борьба оленей» (1961), «Отлов оленя» (1964), «Важенка с оленёнком» (1970), «Матери» (1971) и др.

Сохранились свидетельства о нарушении Туккаем традиции изображения пеликена , чукотского талисмана. По традиции фигурка из моржового клыка представляет существо «с большими ушами, круглым животиком» и «длинными, плотно прижатыми к бокам ручками» . Отступление от традиций изображения произошло под воздействием классической музыки:

Однажды, в далекие семидесятые, в Уэлен приехал Мстислав Ростропович . В местном клубе он дал единственный концерт, где звучала музыка Чайковского и Рахманинова. Директор косторезной мастерской Туккай был так потрясён услышанным, что не спал всю ночь. Он работал — и к утру появился единственный и неповторимый Пеликен с виолончелью , которого… он преподнёс великому музыканту. Через год косторез получил письмо от Ростроповича. Тот писал, что Пеликен с виолончелью стал любимцем и объездил с музыкантом уже полмира .

Критика

Рассматривая творчество Туккая в контексте традиций чукотско-эскимосской скульптуры , искусствовед Т. Б. Митлянская отмечает, что мастера «наряду с изображением животных привлекало изображение человека». Исследователь отмечает также любовь резчика к наборным многофигурным скульптурным композициям на подставках, выполненных в содружестве с гравёрами и способствующих более полному раскрытию сюжета .

Среди работ Туккая Митлянская выделяет одну из его последних композиций — «Кит и косатки»:

Хищные, юркие косатки терзают тело кита-исполина . Чувствуется, что движения животных плавные, скользящие и вместе с тем стремительные; они убедительно передают морскую стихию, в которой происходит борьба, ассоциируются с движениями волн .

Отмечая в творчестве Туккая стремление «показать человека в момент наивысшего напряжения сил», характерной чертой его работ историк Чукотки М. М. Бронштейн называет также «индивидуализацию образов животных»:

Одна из самых известных его [Туккая] работ — «Нападение волков на оленье стадо». Мчатся испуганные олени, спешат им на помощь люди… <…> Среди бегущих оленей нет двух одинаковых фигурок. Объясняется это тем, что Туккай, как многие старожилы Уэлена , был не только морским охотником, но и оленеводом . Он несколько лет кочевал по тундре с оленеводческой бригадой и «знал в лицо» каждого оленя в стаде .

Другой важной особенностью работ Туккая историк называет включение в скульптурные композиции подставок с графическими изображениями, дополняющими и развивающими сюжет скульптуры .

Критики отмечают, что «…в отличие от работ других замечательных косторезов — Вуквутагина и Хухутана — скульптуры Туккая менее монолитны, но таково было дарование мастера» .

Награды и звания

Наследие

Работы художника находятся в Музее народного искусства НИИ художественной промышленности, Музее антропологии и этнографии Института этнологии РАН , Российском этнографическом музее , Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства , Магаданском областном краеведческом музее , музейном центре «Наследие Чукотки» ( Анадырь ), Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике , музее Уэленской косторезной мастерской , Дирекции выставок художественного фонда Российской Федерации и др.

Искусству Туккая посвящён очерк книги эстонского писателя и государственного деятеля Леннарта Мери «Мост в белое безмолвие» .

Семья

  • Дочь — Елена Туккаевна Илькей (род. 1947), гравёр, член Союза художников России .

Комментарии

  1. В разных источниках фигурируют разные даты жизни Туккая: 1917—1972 ( , с. 971); в других источниках указываются 1911—1973 годы . Энциклопедический источник представляется более авторитетным.

Примечания

  1. . Народные художественные промыслы Чукотки (2012). — Департамент образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа. Дата обращения: 21 июня 2016. Архивировано из 30 мая 2016 года.
  2. , с. 49.
  3. Омрувье И. // Крайний Север : общ.-полит. газ. Чукотского АО. — Анадырь. — Вып. Онлайн версия .
  4. , с. 971.
  5. . Земляки: Народные промыслы: Чукотская резная кость. Дата обращения: 12 июня 2016. 1 апреля 2016 года.
  6. , гл. «Скульптура».
  7. Бронштейн М. М. . Художники Севера (28 декабря 2009). Дата обращения: 12 июня 2016. 8 августа 2016 года.
  8. Яковлева Т. // Коммерсантъ : газ. — М. , 1999. — Вып. 5 декабря . 16 июня 2016 года.
  9. Бронштейн М. М. . Художники Севера (28 декабря 2009). Дата обращения: 12 июня 2016. 11 августа 2016 года.
  10. , с. 122.
  11. , с. 290—297.

Литература

  • Туккай // Северная энциклопедия = [Practical Dictionary of Siberia and North] / сост. Е. Р. Акбальян . — [На рус. и англ. яз.]. — М. : Paulsen : Европейские издания, 2004. — С. 971. — 5000 экз. ISBN 5-98797-001-6 .
  • Митлянская Т. Б. Художники Чукотки / Т. Б. Митлянская. — М. : Изобр. искусство, 1976. — 208 с. — 16 000 экз.
  • Митлянская Т. Б. . — М. : Просвещение, 1983. — 256 с.
  • Мери Л. Искусство Туккая // / Леннарт Мери ; пер. с эстонского В. Рубер. — М. : Сов. писатель, 1984. — С. 290—297.
  • Бронштейн М. М., Карахан И. Л., Широков Ю. А. Резная кость Уэлена. Народное искусство Чукотки = [Bone carving in Uelen. The folk art of of Chukchi Peninsula] / [на рус. и англ. яз. ; М. М. Бронштейн, И. Л. Карахан, Ю. А. Широков ; Департамент культуры, молодежи, спорта и информац. политики Чукот. авт. округа, Гос. музей искусства народов Востока]. — М. : Святигор, 2002. — 99 с. — 5000 экз. ISBN 5-93189-004-1 .
  • Бронштейн М. М., Широков Ю. А. Чукотская и эскимосская резная кость: Художественные изделия I—XX веков из коллекций музея Востока. — М. : Гос. музей Востока, 2008. — 144 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-903417-04-9 .
Источник —

Same as Туккай