Interested Article - Те Хау-ки-Туранга

« Те Хау-ки-Туранга » ( маори Te Hau-ki-Tūranga ) фаренуи (дом собраний народа маори ), выставленный ныне в новозеландском музее Те Папа в Веллингтоне . Построен мастером- резчиком Рахарухи Рукупо ( маори Raharuhi Rukupo ) из хапу Нгати-каипохо ( маори Ngāti Kaipoho ) в конце XIX века близ Гисборна (тогда носившего название Туранга).

Строительство

Оформление крыши «Те Хау-ки-Туранги»

«Те Хау-ки-Туранга» является старейшим сохранившимся в Новой Зеландии домом собраний . Его название означает «дух народа [из] Туранги» или «дар народа [из] Туранги» . Возведение фаренуи, по-видимому, началось в 1842 году в па Оракаиапу близ Гисборна . «Те Хау-ки-Туранга» богато украшен резьбой, работа над ней, скорее всего, началась раньше возведения самого здания, но ни дату начала, ни продолжительность однозначно установить невозможно . Неизвестно, планировалось ли использование фаренуи как жилого строения, либо в первую очередь для собраний . «Те Хау-ки-Турангу» создавали уже в раннеколониальное время, что повлияло как на его авторов, так и на сам дом: Рахарухи Рукупо был сыном вождя, его старший брат Тамати Вака Мангере также был рангатирой , он подписал договор Вайтанги с Британией . Обильно украшенный орнаментами фаренуи появился по двум основным причинам: в память о старшем брате Рахарухи и в знак единения хапу Нгати-каипохо и иви Нгати-кахунгуну .

На момент начала строительства многие члены хапу уже приняли христианство, даже имя Рахарухи — маорийское прочтение библейского имени Лазарь . Рахарухи работал над фаренуи вместе с 18 другими опытными резчиками, судя по глубине отметин, они использовали металлические инструменты, полученные у европейцев . Христианские миссионеры обучили новообращённых грамоте, и зодчие написали под изображениями предков на поупоу их имена . Вразрез с традицией, на поу-таху Рахарухи изобразил самого себя, включая свою лицевую татуировку . Кофаифаи «Те Хау-ки-Туранги» также нестандартны: они сделаны по трафаретам, и, скорее всего, их выполняли европейскими кисточками . Хотя обучение Рахарухи шло по классическим технологиям, он быстро усваивал новое и включал инновативные техники в своё искусство . К 1845 году основная работа над фаренуи завершилась, и его стали использовать для нужд племени .

Изъятие

Рукупо изначально положительно относился к европейцам, но в 1851 году он с негодованием отверг предложение чиновника о продаже земли в Британской короне и стал выступать против колонизации . Впрочем, примерно в то же время он отговорил другого вождя выгонять белых поселенцев .

Несколько раз Рукупо отклонял предложения о приобретении «Те Хау-ки-Туранги» Британией, но в 1867 году министр по делам туземного населения заплатил маори некую сумму, демонтировал фаренуи и увёз его в Веллингтон . По этому поводу в 1868 году было проведено расследование. Земли племени Рахарухи должны были быть конфискованы Ричмондом . Сам Ричмонд писал, что изъял «Те Хау-ки-Турангу» из-за того, что он находился в плохом состоянии, а его резьба гнила и была изъедена насекомыми . Ричмонд якобы обратился к Рукупо с предложением о покупке, а тот направил его к другому вождю, сообщив, что дом ему более не принадлежит . Из писем Рахарухи, однако, очевидно, что изъятие фаренуи он воспринял как конфискацию, а изучение документов последующих расследований показывает, что чётких юридических оснований для конфискации не было .

Капитан государственного судна Джеймс Фэйрчайлд ( англ. James Fairchild ) дал другие показания: он сообщил, что дом был в прекрасном состоянии, и, когда он с командой собрался разбирать его по приказу Ричмонда, маори собрались вокруг них и стали протестовать. Фэйрчайлд передал маори 100 фунтов стерлингов через чиновника , что их не удовлетворило (тремя годами ранее Фэйрчайлд пытался купить дом за 300 фунтов для перепродажи, и ему также не удалось договориться с продавцом), тогда «Те Хау-ки-Туранга» был демонтирован принудительно . Решение по этому делу неизвестно, но скорее всего оно было не в пользу Рукупо . В 1878 году политик подал петицию Комитету по вопросам аборигенов, рассчитывая на 700 фунтов компенсации . Комитет пришёл к выводу о необходимости доплаты в размере 300 фунтов (неизвестно, были ли эти деньги выплачены) . Рахарухи Рукупо был смертельно обижен конфискацией своего произведения. Оставшуюся жизнь он провёл, создавая фаренуи «Те Мана-о-Туранга» в Факато- мараэ .

В музее

Апирана Нгата

«Те Хау-ки-Туранга» сыграл в культуре маори важную роль уже будучи в музее. Политик Апирана Нгата использовал этот фаренуи для конструирования новой идентичности маори, объединяющей все племена . В 1916 году Апирана узнал, что в его регионе живёт всего три профессиональных резчика, и обратился к правительству с просьбой о создании учебного заведения для обучения резчиков и художников традиционным искусствам . The School of Maori Arts and Crafts (Школа изобразительных и декоративных искусств маори) открылась в 1928 году в Роторуа .

В 1930-х Музей доминиона, как тогда назывался Те Папа, переехал, и Нгата убедил его руководство воспользоваться услугами мастеров Школы для реставрации, курировать которую он взялся лично . панели тукутуку были выполнены по чертежам самого́ Нгаты пожилой мастерицей по фамилии Хекета, её дочерью и шестью другими специалистками . При создании кофаифаи Нгата намеренно использовал устаревшие на тот момент технологии, не имевшие связей с повстанцами-антиколониалистами . Он также добавил в здание новые резные фрагменты, не предусмотренные Рахарухи: два новых поупоу и новый тахуху из цельного ствола дерева .

Реставрация Нгаты зачастую выполнялась поверхностно: новые кофаифаи были распилены на лесопилках, а не вручную, и им недоставало толщины; при замене резных панелей орнаменты часто создавались заново; при этом используемые при резьбе технологии точно повторяли работу Рахарухи . Другой подход демонстрировал музейный реставратор Томас Херберли ( англ. Thomas Herberly ) : он был самоучкой и не умел делать столь глубокие насечки на дереве, зато он стремился точно воссоздавать стиль оригинала . В 1936 году музей поместил фаренуи в бетонную коробку, однако поупоу в неё не влезли, и музей отпилил нижний край панелей, на который Рахарухи нанёс имена предков; степень ответственности за это решение (или халатности) самого Нгаты неизвестна, но оно лежит в русле его стремления затереть следы колониального влияния на искусство маори и связанные с этим политические вопросы .

Усилиями Апираны «Те Хау-ки-Туранга» превратился в «образец фаренуи», на него ориентировались последующие поколения резчиков .

XXI век

В XXI веке история здания продолжилась: в 2011 году маори выиграли суд против короны, было определено, что фаренуи будет подвергнут восстановительной реставрации с целью вернуть изменённые Нгатой фрагменты в оригинальный вид, разобран и перевезён на изначальное место в 2017 году, а племени будет выплачена компенсация .

В 2015 году хапу Нгати-каипохо обнаружило, что рисунок плетёных панелей из «Те Хау-ки-Туранги» используется на новозеландских денежных знаках с 1993 года. Маори заставили Резервный банк Новой Зеландии принести извинения за нарушение авторских прав .

Примечания

  1. , p. 7.
  2. .
  3. .
  4. , p. 7—9.
  5. , p. 10.
  6. , p. 9—10.
  7. , p. 6.
  8. , p. 11.
  9. , p. 9.
  10. , p. 13.
  11. , p. 93.
  12. Frances Porter and W. H. Oliver. (англ.) . Dictionary of New Zealand Biography (15 января 2014). Дата обращения: 7 июня 2016. 31 мая 2016 года.
  13. , p. 12.
  14. , p. 12—13.
  15. , p. 13—14.
  16. , p. 14.
  17. , p. 14, 15.
  18. , p. 15.
  19. , p. 16.
  20. , p. 18.
  21. , p. 19.
  22. , p. 19—20.
  23. , p. 20.
  24. , p. 21.
  25. (англ.) . (8 октября 2011). Дата обращения: 7 июня 2016. 30 октября 2015 года.
  26. Kristine Walsh. (англ.) . Gisborneherald (12 ноября 2015). Дата обращения: 7 июня 2016. (недоступная ссылка)

Литература

  • Deidre S. Brown. (англ.) // The Journal of the Polynesian Society. — 1996. — Vol. 105 , no. 1 . — P. 7—26 . — ISSN .
  • Deidre Brown. (англ.) . Oxford University Press. Дата обращения: 7 июня 2016. (недоступная ссылка) (требуется подписка)
  • Healy C. , Witcomb A. (англ.) . — Monash University ePress, 2006. — (EBL ebooks online). — ISBN 9780975747599 .
  • Pakariki Harrison and Steven Oliver. (англ.) . Dictionary of New Zealand Biography (30 октября 2012). Дата обращения: 7 июня 2016.
Источник —

Same as Те Хау-ки-Туранга