Interested Article - Ручка, ножка, огуречик

«Ру́чка, но́жка, огуре́чик» рассказ Юрия Домбровского , написанный в 1977 году. Основой для него послужил напряжённый период в жизни автора, в который он подвергался преследованиям. Рассказ относится к московскому периоду творчества Домбровского и считается для него пророческим.

Сюжет

67-летний писатель после того, как его неопубликованный и «крамольный» роман получил популярность, стал получать телефонные угрозы. Во время одного из звонков, получив угрозу расправы, он вызывает анонимного собеседника на местный пустырь для выяснения отношений. В это время к нему приходит знакомая актриса, которая отговаривает писателя от такого поступка. Вопреки её просьбам, он отправляется на пустырь и через некоторое время возвращается, так никого и не дождавшись. Затем герой решает отправиться на дачу к жене, где намерен продолжить работу. На перроне он встречается со знакомым книголюбом, с которым, как оказывается, ему по пути. В дороге он подмечает ряд странностей за своим знакомым, и к нему начинает закрадываться подозрение. Тем не менее писатель сходит вместе с книголюбом на станции и приходит в сторожку лесника, где его ожидают уже два молодых человека. Завязывается драка, в ходе которой герой погибает.

Предыстория

Согласно одному мнению, в основу рассказа были положены переживания Домбровского из-за публикации его романа « Факультет ненужных вещей » в Париже . Однако роман был напечатан в 1978 году, уже после написания рассказа. Согласно другому взгляду, высказанному вдовой писателя К. Ф. Турумовой-Домбровской, в «Ручке, ножке, огуречике» нашла отражение напряжённая обстановка той эпохи. Так, сразу вслед за окончанием в марте 1975 года того же «Факультета ненужных вещей» началось преследование писателя, выразившееся в угрозах и ночных звонках и окончившееся его избиением в фойе ресторана Центрального дома литераторов . Последнее привело к смерти писателя, и рассказ приобрёл репутацию провидческого, пророческого .

Знакомый Домбровского Теодор Вульфович писал о произведении, что не капитальный роман «Факультет ненужных вещей», а «маленький рассказ оказался куда более жутким и отвечал на вопросы самого последнего периода времени — смесь фактов и фантазии. Фантазии самые что ни на есть реальные, казалось, были разбужены страхами, а страхи были вызваны этими самыми…»

Написание и публикация

Рассказ «Ручка, ножка, огуречик», ставший последним для Домбровского , был написан в 1977 году и относится к московскому периоду жизни и творчества автора . Место написания сам писатель определил как « Москва Голицыно » . Впервые рассказ был опубликован в третьем номере самиздатовского журнала « Поиски » . Иногда местом первой публикации называется журнал « Новый мир », в первом номере которого за 1990 год рассказ действительно был напечатан (с пометкой «Публикация К. Ф. Домбровской-Турумовой» ) .

Художественные особенности

Сам рассказ посвящён теме незащищённости человека, а именно: нравственным и психологическим последствиям, которые она влечёт за собой . Наряду с поэтическим наследием Домбровского, рассказ отражает его «моменты сомнений, поисков, признаки бессилия рационалистического сознания перед лицом масштабов социального зла, несовершенством человеческой природы» .

Боязнь не нападения, а неоказания должного отпора, проявляемая главным героем рассказа, по мнению Д. Быкова , является проявлением одной из главных составляющих мировоззрения Домбровского, а именно: врождённого отсутствия страха. Далее Быков, сопоставляя одно из стихотворений автора и эпизод с финкой из рассказа, приходит к выводу, что ближайшим к писателю является Э. Лимонов , а объединяет их «…нежность, умение ценить прелесть мира и его краски, то же бродяжничество, элегантность, веселье — и совершенная безбашенность в экстремальной ситуации» .

По мнению исследователя Е. С. Демичевой, которая относит рассказ к «шекспировскому тексту», в нём наряду с «Факультетом ненужных вещей» выделяются т. н. интертекстуальные элементы, характерные для произведений реалистической направленности, а именно: «точечные цитаты», эпиграфы, реминисценции . Мотив «вывихнутого времени», сквозной для « шекспировского текста», присутствует и в рассказе Домбровского: эта « гамлетовская тема … оборачивается утратой людьми памяти». По словам героя-писателя, «…все что-то сходят с ума. Все потеряли память» . Преследующие героя фантазии об угрозе и убийстве являются лишь свидетельством его недоверия к окружающим вследствие утраты памяти. Такие перемены, с точки зрения писателя, берут начало в длительном лагерном заключении . Гонимый интеллигент Домбровского отличается от Гамлета-интеллигента середины XIX века, « лишнего человека », переживанием вечного страха перед заключением. Однако в то же время их объединяют «озабоченность героев такого типа онтологическими вопросами, неприкаянность, невозможность обрести покой в своих душевных метаниях» .

Экранизации

В 1991 году по мотивам рассказа была снята «Наваждение» режиссёра Бориса Михайлова . В 1994 году по произведению был поставлен одноимённый телеспектакль; автором сценария и режиссёром выступила Ольга Кознова , которая определила его как спектакль «об экзамене на человеческую принадлежность» .

Примечания

  1. Иван Толстой, Андрей Гаврилов. . Радио Свобода (2016-20-03). Дата обращения: 7 июня 2016. 18 апреля 2016 года.
  2. , с. 365.
  3. .
  4. .
  5. , с. 224.
  6. , с. 100.
  7. , с. 5.
  8. , с. 38, 266.
  9. , с. 487.
  10. , с. 1.
  11. , с. 8.
  12. , с. 10.
  13. , с. 56.
  14. , с. 59.
  15. , с. 60.
  16. , с. 107.
  17. . ruskino.ru. Дата обращения: 4 июня 2016. 30 апреля 2015 года.
  18. tvkultura.ru. Дата обращения: 4 июня 2016.

Литература

  • Быков Д. // Русская жизнь. — 2009. — 6 май.
  • Вульфович Т. «…Вот и вышел человечек» // Апрель. — 1992. — Вып. 6. — С. 222—241.
  • Демичева, Е. С. «Шекспировский текст» в русской литературе второй половины XX — начала XXI в. : Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — Волгоград, 2009.
  • Домбровский Ю. О. Собрание сочинений / Ред.-сост. К. Турумова-Домбровская. — М. : Терра, 1992. — Т. 3: Рассказы разных лет. Новеллы о Шекспире. Приложение. — 365 с.
  • Журнал «Поиски»: Документы и материалы / Сост.: Л. Афанасьева, Е. Линкова. — М. , 1995. — 288 с. — (Документы по истории движения инакомыслящих. Вып. 3).
  • Содержание // Новый мир / Гл. ред. С. П. Залыгин. — 1990. — № 1.
  • Содержание номеров «Свободного московского журнала „Поиски“» // Поиски. Свободный московский журнал. — Créteil, 1983. — № 5—6 . — С. 486—492 .
  • // Новая газета. — 2008. — № 36 (22 май).
  • Яськовска Р. : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — Нижний Новгород, 1992.
Источник —

Same as Ручка, ножка, огуречик