Веселитская, Лидия Ивановна
- 1 year ago
- 0
- 0
Ли́дия Ива́новна Тею́тина ( 1 октября 1945 , Уэлен , Магаданская область , Чукотский автономный округ — 2012 , Уэлен ) — художник - гравёр , представитель чукотской художественной династии ( Аромке — В. Эмкуль — Л. Теютина). Заслуженный художник РСФСР (1989).
Родилась в 1945 году в посёлке Уэлен в семье охотника на морского зверя и резчика Ивана Теютина и гравёра Веры Эмкуль . Внучка костореза Аромке . Окончила 8 классов уэленской поселковой школы .
Первые уроки косторезного искусства получила от матери. С пятого класса посещала косторезный кружок, училась у Ивана Сейгутегина . В 1964 году пришла в Уэленскую косторезную мастерскую , училась у мастера-гравёра Галины Тынатваль .
В 1964—2002 годах работала в Уэленской косторезной мастерской, затем преподавала в уэленской школе .
Принимала участие в окружных, областных и республиканских выставках: «Советская Россия» ( Москва , 1975), «По родной стране» (Москва, 1976), «Чукотско-эскимосская резьба и гравюра по кости» (Москва, 1977), «Советский Дальний Восток» ( Владивосток , 1974; Чита , 1980) и выставках произведений народного искусства за рубежом .
Член Союза художников СССР . Заслуженный художник РСФСР .
Умерла в 2012 году в Уэлене .
Для Л. Теютиной характерен твёрдо очерченный контур, выразительный, монументальный рисунок. Эти черты унаследованы художницей от матери, В. Эмкуль . …Цвет тоже играет важную роль в композициях Л. Теютиной . Она умеет, тонко сочетая голубые, охристые, коричневые тона, выделить передний план, передать бесконечность чукотской тундры, колористическое многообразие заснеженных просторов .
Занимаясь резьбой по кости с отрочества и рано определившись с выбором профессии, Лидия Теютина месяц была в Уэленской косторезной мастерской в качестве ученицы, затем стала профессиональным гравёром. В середине 1970-х годов историк искусства Чукотки Т. Б Митлянская говорит о ней как о «сложившемся интересном мастере» .
Ранние и зрелые работы Теютиной представляют сюжетные композиции на моржовых клыках , выполненные методом цветной гравировки . Сюжетами гравюр служили чукотские народные сказки и жизнь современной художнице Чукотки , персонажами были герои чукотского и эскимосского фольклора , охотники и оленеводы , дети, полярные животные .
Согласно автопризнанию, «большую и сложную композицию» художница представляла себе «сразу, целиком», рисунок начинал наноситься ею с широкой части клыка, постепенно заполняя всю поверхность .
По оценке Т. Б. Митлянской, Теютина «унаследовала от матери энергичный, крупный рисунок, мастерство композиции, умение ритмично и красиво расположить изображение по всей протяжённости моржового клыка» .
Характерными особенностями работ гравёра искусствоведы называют «оригинальность композиции», «твёрдо очерченный контур», «крупный, экспрессивный рисунок», отмечается также важная роль цвета в гравюрах .
В последние годы жизни художница обратилась к образам антропоморфных « мухоморовидных » существ, связанным с культом галлюциногенных грибов («В стойбище мухомора», «В стойбище мухоморов»). Эти гравюры Теютиной послужили основанием для возникновения у историков искусства Чукотки «рабочей гипотезы о существовании в духовной культуре чукчей и, вероятно, эскимосов неких устойчивых „ архетипов “, связанных с представлениями о „людях-мухоморах“» .
Отмечая отсутствие стилистической общности созданных Л. Теютиной «„ мухоморных “ образов» с древними Пегтымельскими петроглифами , исследователи Е. П. Батьянова и М. М. Бронштейн указывают на совпадение «ряда ключевых компонентов в обеих группах изображений». При этом исследователями не исключается возможность влияния на художницу посвящённых петроглифам Пегтымеля публикаций и возникновение «„мухоморных“ образов» как дани «моде на „искусство для туристов“» .
Работы Лидии Теютиной находятся в Государственном музее Востока , Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (Москва), Магаданском областном краеведческом музее , музейном центре «Наследие Чукотки» ( Анадырь ), Дирекции выставок Художественного фонда Российской Федерации, Галерее арктического искусства ( англ. Cherny Innuit Collection , Берн ), музее Уэленской косторезной мастерской и других .