Interested Article - Мир-Мовсум-ага

Мир-Мовсум-ага ( азерб. Mir Mövsüm ağa , настоящее имя — Сейидали Мир Абуталыб оглы Мирмовсумзаде ( азерб. Seyidəli Mir Abutalıb oğlu Mirmövsümzadə ); 1883—1950) — старец и сеид , живший в исторической части Баку ( Ичери-шехере ) и почитавшийся населением города в качестве святого и способного излечивать немощных. Сам Мир-Мовсум-ага был со слаборазвитыми костями и не мог самостоятельно передвигаться и даже ровно сидеть, из-за чего в народе было поверье, будто бы Мир-Мовсум-ага родился без костей, за что в народе он был известен и как «Эт-ага» ( азерб. Ətağa ага из мяса ).

Биография

Дом в Ичери-шехере , в котором жил Мир-Мовсум-ага

Мир-Мовсум-ага родился в 1883 году в семье сеида Мир-Талыб-аги. Семья Мовсумовых переехала в Ичери-шехер в конце XIX века. Чтобы получить разрешение построить здесь дом, отец Мир-Мовсум-аги писал письмо генерал-губернатору Баку. Мир-Мовсум-ага жил в доме, расположенном сегодня на улице Фирдоуси , д. 3, в котором живёт дочь Мир-Кязым-аги, младшего брата Мир-Мовсум-аги, Гонча-ханым. Мать Мир-Мовсум-аги Хадиджа-ханум переписывалась с самой Хуршидбану Натаван . Старший брат Мир-Мовсум-аги, который скончался в среднем возрасте, был богословом и философом .

Многие, чтобы придать личности Мир-Мовсум-аги больше святости, говорили, что тот родился без костей (откуда и прозвище «Эт-ага» (ага из мяса)). На самом деле, по словам Гонча-ханым, Мир-Мовсум-ага родился нормальным ребёнком. Но когда через неделю мать Мир-Мовсум-аги распеленала ребёнка, чтобы искупать, то увидела его в крови. Из-за потери крови одна сторона Мир-Мовсум-аги была парализована и появились проблемы с речью. Мир-Мовсум-ага стал также страдать от нехватки кальция в костях, не мог ровно держаться и был очень худым. Носил Мир-Мовсум-ага очень мягкие сапоги, которые ему шила жившая по соседству еврейка Марьяш. Сам Мир-Мовсум-ага не любил прозвище «Эт-ага» .

Мавзолей над могилой Мир-Мовсум-аги на кладбище посёлка Шувелян

Семья Мир-Мовсум-аги получала приношения также из Ирана и из Средней Азии благородным металлом и драгоценностями. Жертвователи обычно стучали в дверь и просовывали дары в щель, молча уходя и не называя себя. Жертвователи верили, что передача жертвы связывала его с сеидом и без оглашения имени. При таком жертвоприношении сеид не бросался в глаза антирелигиознику . Однако случались и курьёзные ситуации, вытекающие из почитания сеида, которые могли выдать последнего. К примеру, в предвоенные годы у двора Мир-Мовсум-аги, который однажды ехал на дачу в Шувелян , собралось в этот день около 40 фаэтонов . Фаэтонщики съехались со всего города, чтобы бесплатно перевезти вещи Мир-Мовсум-аги. Но так как вещей оказалось меньше, чем фаэтонов, каждый фаэтонщик перевозил одну вещь сеида, поскольку люди верили, что само соприкосновение с вещью сеида также является важным достижением . За домом Мир-Мовсум-аги следили сотрудники НКВД , а за его посещения могли даже уволить с работы .

До 40 лет Мир-Мовсум-ага мог немного ходить и сидеть, но впоследствии из-за нехватки кальция не мог делать и этого. В 1950 году Мир-Мовсум-ага скончался. Поскольку семейная дача находилась в селе Шувелян, был похоронен там же. Люди несли гроб с телом покойного пешком от самого Ичери-шехера . Телеграммы с соболезнованиями приходили из таких стран, как Иран, Ирак , Турция , Афганистан , Румыния , Болгария , Германия , Нидерланды и др .

В советские годы могила Мир-Мовсум-аги оставалась неухоженной. Из школьных работников назначались люди, которые докладывали о тех, кто посещал его могилу .

В 1992 году трое шувелянцев (Низам Алиев, Гаджи Тахир и Гаджи Шамси) с согласия семьи покойного на свои средства благоустроили могилу Мир-Мовсум-аги . Мавзолей-мечеть с парными куполами и одним минаретом , воздвигнутый над могилой Мир-Мовсум-аги, отделан изразцами бирюзово-синего цвета . Могилу Мир-Мовсум-аги посещали также такие личности, как Пьер Ришар и Жан-Клод Ван Дамм . Бывший президент Азербайджана Гейдар Алиев четыре раза побывал на могиле Мир-Мовсум-аги (в 1944 году он лично навестил сеида) .

См. также

Примечания

  1. İsaq İ. (азерб.) // Həftə içi : газета. — 2014. — 17 noyabr. 20 декабря 2016 года.
  2. Алекперов А. К. Исследования по археологии и этнографии Азербайджана. — Б. : Издательство Академии наук Азербайджанской ССР, 1960. — С. 229. — 248 с.
  3. // trend.az. — 2010. — 16 сентября. 14 сентября 2016 года.
  4. Rəhimzadə M. (азерб.) // Azərbaycan : газета. — 2009. — 21 iyun. — S. 2 . 20 сентября 2021 года.
  5. . Дата обращения: 4 сентября 2016. Архивировано из 16 сентября 2016 года.

Ссылки

  • İsaq İ. (азерб.) // Həftə içi : газета. — 2014. — 17 noyabr. 20 декабря 2016 года.
Источник —

Same as Мир-Мовсум-ага