Ефрон, Наталья Григорьевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Княгиня Наталья Григорьевна Яшвиль (урождённая Филипсон ; 28 декабря 1861, Санкт-Петербург — 12 июня 1939, Прага ) — русская художница, иконописец и общественная деятельница.
Наталья Григорьевна родилась в семье генерал-лейтенанта Григория Ивановича Филипсона , предки которого вышли из Шотландии , и Надежды Кирсановны Кирсановой , принадлежавшей к флотскому роду Морских-Кирсановых. Обучаясь дома и в пансионе, она получила разносторонее образование. Посещала Санкт-Петербургскую консерваторию , где обучалась пению, брала уроки живописи у П. П. Чистякова (1832—1919), среди учеников которого были В. М. Васнецов , М. А. Врубель , И. Е. Репин и другие. М. В. Нестеров впоследствии писал: « … была и тут даровита, как всюду, к чему ни прикасались её ум и золотые руки… Она хорошо, строго, по-чистяковски рисовала акварелью портреты, цветы. »
После свадьбы с полковником лейб-гвардии Гусарского полка князем Николаем Владимировичем Яшвилем молодожены поселились в Киеве в собственном доме. Случившаяся через два года неожиданная кончина мужа вынудила княгиню с двумя малолетними детьми уехать в имение Сунки Черкасского уезда Киевской губернии . Посвятив себя управлению поместьем, она со временем превратила его в образцовое хозяйство. При содействии Натальи Григорьевны была построена школа для обучения крестьянских детей ремёслам, основана мастерская кустарных вышивок, образцами которых служили музейные вещи XVII—XVIII веков. Вышивки продавались в России и за рубежом, а также экспонировались на выставках. В 1913 году несколько работ княгини и её учениц были премированы на 2-й Всероссийской кустарной выставке в Петербурге, на выставке в Париже они были удостоены золотой медали. Наталья Григорьевна с 1906 года состояла в числе учредителей Киевского кустарного общества. Нестеров писал:
Разоренное имение скоро превратилось в благоустроенное, с виноградниками, с фруктовыми садами, с огромным, приведенным в образцовый порядок, лесным хозяйством. В Сунках была построена прекрасная школа, где крестьянские дети обучались различным ремеслам, баня (в Малороссии их не знали, а с тех пор баней пользовалось все огромное село Сунки). Многое было задумано и умно осуществлено Натальей Григорьевной .
С началом Первой мировой войны княгиня отдала свой киевский дом под лазарет, в котором работала вместе с дочерью Татьяной сестрой милосердия. Единственный сын Владимир отправился на фронт и вскоре попал в плен. По желанию императрицы Марии Федоровны в 1915 году Наталья Григорьевна в составе комиссии Красного Креста посещала лагеря русских военнопленных в Австро-Венгрии .
В первую мировую войну Наталья Григорьевна стояла во главе огромного госпиталя и по воле вдовствующей императрицы ездила в Австрию для осмотра лагерей с нашими пленными. Поездка её, говорят, дала хороший результат…
Во время Октябрьской революции княгиня Яшвиль находилась в Киеве. В самом начале 1918 года она потеряла вернувшегося из плена сына и зятя, расстрелянных большевиками . По воспоминаниям родственников, вместе с Владимиром был задержан и его кузен, сын графини Софьи Владимировны Уваровой . Он был отпущен, но, узнав о гибели брата, застрелился . Участвовала в Белом движении . Находилась в дружеских отношениях с П. Н. Врангелем .
В ноябре 1920 года Наталья Григорьевна покинула Россию и эвакуировалась из Крыма в Константинополь , затем некоторое время находилась в Греции. С 1922 года, получив личное приглашение президента Чехословакии Т. Г. Масарика , жила в Праге . Здесь княгиня стала членом кружка академика Н. П. Кондакова , который был известен впоследствии как Seminarium Kondakovianum и в 1931 году преобразован в Археологический институт имени Кондакова. Наталья Григорьевна была членом правления института, принимала активное участие в научной, издательской и просветительской работе. Основным направлением её деятельности было изучение иконописи . Ею было составлено популярное пособие по иконописанию. Она была организатором курсов, преподавателем которых был , один из старообрядческих художников-иконописцев. В одном из писем он наставлял княгиню: «Подбирайте, Княгиня, людей не случайных. Первое мое условие, чтобы были православно верующие, табакокурением не занимающияся; если этим занимались, то чтобы от таковой привычки отстали, и от иных недостойных и пакостных дел, будучи иконописцами, оберегались. Я твердо уверен, что внутреннее состояние в человеке очень влияет на работу иконную (хоть даже самую „трафаретную“). » Курсы проводились в личной мастерской княгини Яшвиль. Также Наталья Григорьевна состояла членом общества «Икона» в Париже, некоторое время занимала пост председателя. Она стала организатором выставки «Русская икона» («Ruská ikona»), которая прошла в Праге с 23 апреля пo 4 мая 1932 года при помощи Института имени Н. П. Кондакова.
Кроме того, она активно занималась благотворительной деятельностью: председательница Общества взаимопомощи русских женщин в Праге, член Русского Красного Креста, Объединения русских благотворительных обществ и Успенского братства.
Княгиня Наталья Григорьевна Яшвиль скончалась 12 июня 1939 года в Праге и была похоронена на местном Ольшанском кладбище около храма Успения Пресвятой Богородицы. П. М. Софронов написал в письме Д. А. Расовскому : «… за что это на земле мало таких людей как княгиня Наталья Григорьевна? Много бы теплей и светлей было жить на земле ».
Одним из главных увлечений княгини Яшвиль была живопись. Жанры и материалы, с которыми она работала, были разнообразны. Она была автором икон, натюрмортов и портретов . Иллюстрировала церковные тексты, обложки для популярных религиозно-исторических книжек и сказки А. С. Пушкина . Ею была напечатана серия рождественских открыток на иконописные сюжеты. Она работала с фарфором , деревянными изделиями и тканями.
Работы Н. Г. Яшвиль (два живописных и восемь акварельных произведений) хранятся в Луганском областном художественном музее , куда они поступили в 1947 году из Киевского государственного музея русского искусства .
Вскоре после смерти мужа Наталья Григорьевна познакомилась с художником М. Нестеровым , который в это время участвовал в росписи Владимирского собора в Киеве. Княгиня Яшвиль предложила художнику поселиться у неё на хуторе Княгинино, в четырёх верстах от имения.
Наталья Григорьевна в моей жизни заняла большое место. Она сердечно, умно поддерживала все то, что могло меня интересовать, духовно питать. Часто у неё я находил душевный отдых, как человек и как художник. Её богатая натура была щедра в своей дружбе, никогда, ни на один час не покидала в трудные минуты. Видя меня иногда душевно опустошенным, одиноким, она звала меня вечером к себе и, частью в беседах об искусстве, частью музыкой - Шопеном, Бахом, а иногда пением итальянских старых мастеров небольшим приятным своим голосом - возвращала меня к жизни, к деятельности, к художеству. Я уходил от неё иным, чем приходил туда.
В этот период художник много работал. Там были написаны почти все этюды для росписи Марфо-Мариинской обители . В 1905 году был написан портрет Натальи Григорьевны, который после представления на выставке художника находился у княгини, а после 1917 года — в Киевском историческом музее .
Наталья Григорьевна вышла замуж в 1891 году за князя Николая Владимировича Яшвиля (1857—1893 [ источник не указан 501 день ] ), сына генерала Владимира Владимировича Яшвиля и Анны Михайловны Орловой, дочери декабриста М. Ф. Орлова . В браке родились: