Interested Article - Деревенская любовь (картина)

«Дереве́нская любо́вь» ( фр. L'Amour au village ) — картина, написанная в 1882 году французским художником Жюлем Бастьен-Лепажем ( Jules Bastien-Lepage , 1848—1884). Принадлежит Государственному музею изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве , находится в галерее искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков . Размер картины — 194 × 180 см (по другим данным — 199,7 × 189 см ).

История

Этюд для картины. Частная коллекция

Картина была приобретена Сергеем Третьяковым в 1885 году на посмертной распродаже произведений Бастьен-Лепажа, которая происходила в парижской галерее Жоржа Пети ( фр. Galerie ) . К покупке картины «Деревенская любовь» также проявлял интерес Музей в Люксембургском саду — кураторы музея выбирали между ней и картиной Бастьен-Лепажа « Сенокос ». В результате их выбор остановился на картине «Сенокос» (которая впоследствии была передана в Лувр , а в настоящее время находится в музее Орсе ) . Таким образом, «Деревенская любовь» попала к Сергею Третьякову и со временем стала одной из самых известных картин в его коллекции .

Картина была передана в Пушкинский музей из Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ) .

Существует предварительный этюд к картине, датируемый тем же 1882 годом (холст, масло. 52,2 × 45,6 см); этот этюд находится в частной коллекции и 27 сентября 2012 года выставлялся на лондонских торгах аукционного дома «Кристис» .

Описание

На картине изображены юноша и девушка в крестьянской одежде, стоя́щие рядом друг с другом по разные стороны от покосившейся изгороди, разделяющей два земельных участка. Девушка стоит спиной, её лица не видно. Она одета в длинную юбку, волосы заплетены в две косички. На изгороди висит её платок. Юноша стоит лицом к зрителю, он наклонился, чтоб его голова была на одном уровне с девушкой. Он одет в светлую рубашку, а штаны покрыты специальным защитным фартуком. Вид у него смущённый — возможно, как раз в этот момент он говорит о своей любви. На заднем плане, за участком, видны дома и верхушка церкви. В дальней части участка видна фигура работающей женщины .

В 1973 году Министерством связи СССР была выпущена почтовая марка с репродукцией этой картины, номинал марки — 16 копеек (№ 4305 по каталогу ЦФА ).

Отзывы

Картина «Деревенская любовь» на почтовой марке СССР 1973 года

Художник Михаил Нестеров в своих письмах о Л.Н. Толстом , опубликованных в его книге «Давние дни» (вышедшей в 1942 году), писал про беседу с писателем в Ясной Поляне летом 1906 года :

Вечером разговор стал общим, и мне с приятным изумлением было заявлено: «Так вот вы какой!» Поводом к «приятному изумлению» было мое мнение о картине Бастьен-Лепажа «Деревенская любовь». Мнение же мое было таково: картина «Деревенская любовь» по силе, по чистоте чувства могла быть и в храме. Картина эта, по сокровенному, глубокому смыслу, более русская, чем французская. Перед картиной «Деревенская любовь» обряд венчания мог бы быть еще более трогательным, действенным, чем перед образами, часто бездушными, холодными. Бастьен-Лепаж поэтическим языком в живописи выразил самые чистые помыслы двух любящих, простых сердцем людей.

Высоко ценил картину «Деревенская любовь» и художник Валентин Серов . Как писал искусствовед Андрей Толстой ,

Творческое наследие Бастьен-Лепажа было актуальным и для русских художников другой направленности, представлявших как бы следующее поколение в истории русской живописи. По свидетельству Нестерова , Валентин Серов был знаком с творчеством Бастьен-Лепажа по московскому собранию С.М. Третьякова и часто говорил: "Я каждое воскресенье хожу туда смотреть «Деревенскую любовь»". Нестеров добавлял: "А Серов знал, что смотреть, еще молодым, еще юношей знал!"

Картина произвела большое впечатление на художника Виктора Борисова-Мусатова , который отмечал её просветлённую атмосферу и богатство тонов. Он даже написал стихотворение, в котором были такие строки :

Давно ли был мой идеал

Учитель Коновалов наш?
Но в Третьяковке побывал —

В мечтах один Бастьен-Лепаж…

См. также

Примечания

  1. (HTML). Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков . ГМИИ имени А.С. Пушкина — www.newpaintart.ru. Дата обращения: 11 февраля 2014. 25 февраля 2014 года.
  2. (HTML). Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков . ГМИИ имени А.С. Пушкина — www.newpaintart.ru. Дата обращения: 15 января 2014. 16 января 2014 года.
  3. (HTML). ГМИИ имени А.С. Пушкина — www.arts-museum.ru. Дата обращения: 15 января 2014. 5 марта 2016 года.
  4. (HTML). www.rodon.org. Дата обращения: 15 января 2014. 26 апреля 2017 года.
  5. Ирина Кузнецова . (PDF). журнал «Третьяковская галерея», 2009, №2 — www.tg-m.ru. Дата обращения: 15 января 2014. 16 января 2014 года.
  6. Т.В. Юденкова. Другой Третьяков: Судьба и коллекция одного из основателей Третьяковской галереи. — Москва: Арт-Волхонка, 2012. — 392 с. — ISBN 978-5-904508-19-7 .
  7. (HTML). Musée d’Orsay . Дата обращения: 16 января 2014. 16 января 2014 года.
  8. (HTML). Радио « Эхо Москвы » — echo.msk.ru. Дата обращения: 15 января 2014. 16 января 2014 года.
  9. Л.П. Литвина. (PDF). НИЦ Информкультура РГБ — infoculture.rsl.ru. Дата обращения: 15 января 2014. Архивировано из 16 января 2014 года.
  10. Дата обращения: 25 сентября 2020. 19 июня 2022 года.
  11. Михаил Нестеров. (HTML). www.tphv-history.ru. Дата обращения: 15 января 2014. 4 марта 2016 года.
  12. Андрей Толстой . (HTML). «Новая Юность» 2002, №1 (52) — magazines.russ.ru. Дата обращения: 15 января 2014. 16 января 2014 года.
  13. Лев Дьяков. (HTML). журнал «Искусство», №2 (2006) — art.1september.ru. Дата обращения: 28 января 2014. 19 февраля 2014 года.
Источник —

Same as Деревенская любовь (картина)