Семейные портреты XVII века
- 1 year ago
- 0
- 0
Джазовые портреты ( яп. ポ-トレイト・イン・ジャズ ) — книга японского писателя Харуки Мураками , сборник миниатюрных лирических эссе о джазовых музыкантах.
В 1992 году японский иллюстратор , ценитель джаза , к своей выставке под названием Jazz написал портреты 20 своих любимых джазовых музыкантов. Их увидел Харуки Мураками, также ценитель джаза, обладатель коллекции в 40 000 виниловых пластинок , в молодости работник и затем владелец джаз-кафе. Писатель решил написать эссе к каждой картине , которые и составили первый том книги, вышедший в 1997 году. К ним добавились ещё шесть музыкантов, портреты которых Макото Вада написал специально для книги.
В 1997 году количество картин увеличилось до 40 и они были представлены на выставке Sing . В 1999 году для выставки Jazz-2 были написаны ещё 20 портретов, причём если для первой выставки художник писал портреты только умерших джазменов, то для второй такого ограничения не было.
Второй том книги вышел так же, как и первый: Мураками отобрал 26 портретов и написал к ним эссе. Портреты трёх джазменов были написаны специально для второго издания книги .
Каждое эссе состоит из собственно эссе, иллюстрации Макото Вадо, краткой биографической справки и рекомендуемого Харуки Мураками альбома с фотографией конверта. В некоторых случаях рекомендуемый Мураками альбом записывался без исполнителя, о ком эссе, например к эссе о Фэтсе Уоллере рекомендуется альбом саксофониста : Мураками нравится исполнение им композиции Jitterbug Waltz , автором которой является Уоллер.
На русском языке книга вышла в переводе с японского Ивана Логачева:
В 2010 году Клуб Игоря Бутмана провёл фестиваль «Джазовые портреты Харуки Мураками», шесть эссе из которого ( Арт Блэйки , Нэт Кинг Коул , Луи Армстронг , Modern Jazz Quartet , Чарли Крисчен и Элла Фицджеральд ) стали темой фестиваля .
Продюсер, теле- и радиоведущий, член международной ассоциации джазовых журналистов Алексей Коган выпустил двойной CD , содержащий 19 джазовых пьес, отобранных из рекомендованных альбомов, таким образом к книге появилась музыкальная иллюстрация .
Музыкант | Инструмент | Рекомендуемый альбом | Год выпуска и номер по каталогу |
---|---|---|---|
Чет Бейкер | Труба | Chet Baker Quartet | Pacific Jazz PJLP-3 (1953) |
Бенни Гудмен | Кларнет | Benny Goodman Presents: Eddie Sauter Arrangements | Columbia CL-523 (1953) |
Чарли Паркер | Саксофон | Charlie Parker / Dizzy Gillespie — Bird and Diz | Verve MGV-8006 (1952) |
Фэтс Уоллер | Фортепиано | — Fire In The West | JLP 1044 (1957) |
Арт Блэйки | Ударные | Art Blakey’s Jazz Messengers — Les Liaisons Dangereuses | Epic LA 16022 (1962) |
Стэн Гетц | Саксофон | Stan Getz — At Storyville | Roost LP-2209 (1969) |
Билли Холидей | Вокал | Billie Holiday The Golden Years | Columbia C3L21 (1962) |
Кэб Кэллоуэй | Вокал | Chu Berry And His Stompy Stevedores | CBS/SONY SOPL-123 (1955) |
Чарльз Мингус | Контрабас | Pithecanthropus Erectus | Atlantic 1237 (1956) |
Джек Тигарден | Тромбон | — Coast Concert | Capitol T-692 (1956) |
Билл Эванс | Фортепиано | Bill Evans Trio — Waltz For Debby | Riverside RS-9399 (1961) |
Бикс Байдербек | Труба | Bix Beiderbecke 1927—1929 | CBS/SONY 20AP-1804 |
Кэннонболл Эддерли | Саксофон | Cannonball Adderley — Live! | Capitol ST-2399(1965) |
Дюк Эллингтон | Фортепиано | Duke Ellington and His Orchestra — In a Mellotone | RCA LPM-1364 (1956) |
Элла Фицджеральд | Вокал | Ella Fitzgerald and Louis Armstrong — Ella And Louis Again (Vol. 2) | Verve MGV-4018 (1957) |
Майлс Дейвис | Труба | 'Four' & More — Recorded Live In Concert | Columbia CL-2453 (1966) |
Чарли Крисчен | Гитара | Charlie Christian Memorial Album | CBS/SONY 56AP-674-6 (1977) |
Эрик Долфи | Саксофон | Out There | Prestige/New Jazz 8252 (1960) |
Каунт Бэйси | Фортепиано | Count Basie Orchestra — Basie in London | Verve MGV-8199 (1956) |
Джерри Маллигэн | Саксофон | Gerry Mulligan Quartet — What Is There To Say? | Columbia CL-1307 (1959) |
Нэт Кинг Коул | Фортепиано | Nat 'King' Cole and His Trio — After Midnight | Capitol W-782 (1956) |
Диззи Гиллеспи | Труба | At Newport | Verve MGV-8242 (1956) |
Декстер Гордон | Саксофон | Homecoming — Live At The Village Vanguard | Columbia PG-34650 (1977) |
Луи Армстронг | Труба | A Portrait of Louis Armstrong 1928 | CBS/S0NY 20AP-1466 |
Телониус Монк | Фортепиано | Thelonious Monk Quintet — 5 By Monk By 5 | Riverside RLP-1150 (1959) |
Лестер Янг | Саксофон | Lester Young-Teddy Wilson Quartet — Pres and Teddy | Verve MV-2507 (1956) |
Музыкант | Инструмент | Рекомендуемый альбом | Год выпуска и номер по каталогу |
---|---|---|---|
Сонни Роллинз | Саксофон | The Bridge | RCA Victor LPM-2527 (1962) |
Хорас Сильвер | Фортепиано | Horace Silver Quintet — Song For My Father | Blue Note BST-84185 (1964) |
Чарли Паркер | Саксофон | Charlie Parker / Dizzy Gillespie — Bird and Diz | Verve MGV-8006 (1952) |
Анита О’Дэй | Вокал | At Mister Kelly’s | Verve MGV-2113 (1958) |
Modern Jazz Quartet | - | Concorde | Prestige 7005 (1955) |
Тедди Уилсон | Фортепиано | Mr. Wilson (The Fabulous Teddy Wilson At The Piano) | Columbia CL748(1955) |
Гленн Миллер | Тромбон | Music Made Famous By Glenn Miller: Silver Jubilee Album | Warner Bros. WS1468 (1962) |
Уэс Монтгомери | Гитара | Full House | Riverside RLP12-434 (1962) |
Клиффорд Браун | Труба | Clifford Brown and Max Roach — Study In Brown | EmArcy MG-38037 (1955) |
Рэй Браун | Контрабас | Barney Kessel , Shelly Manne & Ray Brown — Poll Winners Three! | Contemporary C-3535 (1960) |
Мел Торме | Вокал | Mel Tormé with Billy May — Olé Tormé | Verve MGV-2117 (1966) |
Шелли Мэнн | Ударные | Shelly Manne & His Men — At The Black Hawk Vol. 1 | Contemporary M3577 (1960) |
Джун Кристи | Вокал | June Christy & Stan Kenton — Duet | Capitol T656 (1955) |
Джанго Рейнхард | Гитара | Djangology | RCA RGP-1186 (1965) |
Оскар Питерсон | Фортепиано | Jazz At The Philharmonic — Norman Granz' Jazz At The Philharmonic Vol. 16 | Clef MG-VOL.16 (1957) |
Орнетт Коулман | Саксофон | Town Hall Concert 1962 | ESP-DISK 1006 (1965) |
Ли Морган | Труба | The Sidewinder | Blue Note BST-84157 (1963) |
Джимми Рашинг | Вокал | Little Jimmy Rushing And The Big Brass | Columbia CS-8060 (1958) |
Бобби Тиммонс | Фортепиано | Art Blakey & The Jazz Messengers — Night In Tunisia | Blue Note BST-84049 (1960) |
Джин Крупа | Ударные | Gene Krupa Plays Gerry Mulligan Arrangements | Verve MGV-8292 (1958) |
Хэнкок Херби | Фортепиано | Maiden Voyage | Blue Note BST-84195 (1965) |
Лайонел Хэмптон | Вибрафон | You Better Know It!!! | Impulse! A-78 (1964) |
Херби Мэнн | Флейта | Windows Opened | Atlantic SD 1507 (1968) |
Хоуги Кармайкл | Фортепиано | V-Disc Cats Party/ Vol.1 Featuring Hoagy Carmichael | Elec KV-115 |
Тони Беннетт | Вокал | Ralph Sharon Trio, The — Music For The Late Hours: The Tony Bennett Song Book | Columbia CL-2413 (1965) |
Эдди Кондон | Гитара | Bixieland | Columbia CL 719 (1955) |
Jackie and Roy | Вокал | Storyville Presents Jackie and Roy | Storyville LP 322 10inch (1955) |
Арт Пеппер | Саксофон | Meets The Rhythm Section | Contemporary C-3532 (1957) |
Фрэнк Синатра | Вокал | Swing Easy! And Songs For Young Lovers | Capitol W-587 (1955) |
Гил Эванс | Фортепиано | with Gill Evans Dream Of You | Mercury SMX-7101 (1956) |
В своё время я зачитывался книгами самых разных авторов. Увлекался творчеством многих джазовых исполнителей. В результате роман как литературное произведение ассоциируется у меня со Скоттом Фицджералдом , а джаз — со Стэном Гетцем . Возможно, между ними есть что-то общее. Не спорю, у каждого из них есть и свои недостатки. В конце концов, надо же им было чем-то жертвовать. В противном случае, со временем их красоту бы просто забыли. Именно поэтому я в равной степени ценю в них как красоту, так и недостатки
Эссе о Стэне Гетце
Было время, когда я фатально увлекался музыкой Телониуса Монка . Харизматичные звуки — словно кто-то под чудным углом рубил на куски глыбы твердого льда. Каждый раз слушая Монка за роялем, я думал: «Вот это настоящий джаз». Меня это даже как-то внутренне поддерживало.
Крепкий черный кофе, пепельница, полная окурков, огромные колонки «JBL», недочитанный роман ( Жоржа Батая или Уильяма Фолкнера ), первый осенний свитер, холодное одиночество большого города — все эти образы до сих пор ассоциируются у меня с Телониусом Монком. Замечательная картина, практически никак не связанная с реальностью и, тем не менее, твердо отпечатавшаяся в памяти как хорошо снятая фотография.
Эссе о Телониусе Монке