Кинопродюсеры немого кино
- 1 year ago
- 0
- 0
Зубейда-бегум Дханраджгир ( 1911 , Сурат , Бомбейское президентство , Британской Индии — 21 сентября 1988 года , по другим данным 1990 год , Бомбей , Индия ), известная по фильмам просто как Зубейда — индийская актриса , одна из ранних звёзд индийского немого кино и звезда первого индийского звукового фильма. Принцесса по рождению (дочь сачинского наваба ) , позднее и по браку (вторая жена хайдерабадского раджи Нарсингира Дханраджгира Гьян Бахадура ).
Родилась в 1911 году, младшая дочь в семье. Матерью Зубейды была (актриса, позднее первая индийская женщина-режиссёр) . Её отцом считается наваб Сачинского княжества Сиди Ибрахим Мухаммад Якут Хан III Бахадур, хотя не осталось никаких официальных документов, подтверждающих его брак с Фатьмой или отцовство над её дочерьми . Зубейда, как и её старшие сестры Султана-бегум и Шехзади-бегум, вступила в актёрскую профессию в ранней юности, сделав дебют во вспомогательной роли на студии в фильме Veer Abhimanyu (1922) Манилала Джоши, где в более важных ролях участвовали её мать и Султана, а через несколько лет начала сниматься и в главных ролях .
В течение 1925 года Зубейда приняла участие в 9 кинокартинах, включая Laka Chor , Devdasi и Desh Ka Dushman , а в 1926 году вместе с обеими сёстрами снялась в фильме Bulbul-e-Paristan (букв. «Соловей Страны Фей») по сценарию и с режиссурой Фатьмы-бегум, ставшей таким образом первой индийской женщиной-режиссёром .
В 1927 году, в ряду других немых фильмов, Зубейда снялась вместе с Сулочаной , Витхалом Рагхунатхом и Джалом Кхамбаттой в социально-направленном фильме Balidaan по Рабиндранату Тагору , поднимавшем тему устаревших негуманных жертвоприношений, сохранявшихся в некоторых храмах Кали . Фильм имел значительный успех как у зрителей, так и у профессиональных искусствоведов в Комитете Индии по кинематографии, европейские члены которого рекомендовали этот «превосходный и по-настоящему индийский фильм» для экспортных показов .
На рубеже 1930-х годов Зубейда была выбрана киностудией Imperial Films для исполнения главной роли в первом звуковом фильме Индии « Свет мира » (1931). Звуковые съёмки были в новинку как для съёмочной группы, так и для актёров (помимо Зубейды в картине принимали участие такие звёзды, как уже сотрудничавший с ней Витхал, Зиллу, Сохраб Моди, Якуб, Притхвирадж Капур , Элизер, Вазир Мохаммед Хан и Джагдиш Сетхи), не обладавших опытом совмещения «языка тела» и игры голосом, включавшей и вокал . Натуральное владение урду и хороший голос давали Зубейде исходное преимущество перед другими кандидатками, однако она также проявила себя как очень старательная исполнительница, сумевшая после ряда неудач «поймать» нужный стиль, в отличие от ряда актёров, покинувших фильм, и даже оставшегося её партнёром в фильме, но так и не достигшего подобного эффекта Витхала . Alam Ara был весьма успешен в прокате и принес актрисе большой спрос на её исполнение с гонорарами, значительно превышавшими средние для того времени. Выработанный ей в процессе съёмок стиль позднее использовали другие актрисы, в частности, неоднократная обладательница Filmfare Awards Мина Кумари .
В 1932 году актриса подкрепила свой успех исполнением главной роли в фильме Zarina и в течение 1930-х годов актриса продолжала активно сниматься в звуковом кино, сыграв ряд героинь индийской мифологии и классической литературы, в частности, Драупади , Уттару и Субхадру ; в ряде фильмов партнёрствовала с Джалом Мерчантом. Помимо актёрской работы, в 1934 году Зубейда совместно с режиссёром Нанубхаем Вакилом основывает студию Mahalakshmi Cinetone .
С конца 1930-х годов, находясь на вершине успеха, Зубейда практически ушла из профессии, посвятив себя семье, и в дальнейшем снималась лишь изредка (приблизительно в полутора десятках кинолент за 1940—1980-е годы).
В 1930 Зубейда-бегум вышла замуж за хайдерабадского раджу Нарсингира Дханраджгира Гьян Бахадура, перейдя при этом из ислама в индуизм и провела большую часть жизни после ухода из профессии в бомбейском дворце Дханрадж-махал, посвятив себя семье. При воспитании детей, несмотря на собственный успех, придерживалась мнения о преимуществе хорошего образования и ряда других профессий перед профессией актёра. Её сын Хумаюн Дханраджгир стал влиятельным бизнесменом в фармацевтической отрасли , дочь Дхуррешвар — врачом. Среди её внуков и внучек — две супермодели (одна из них — Мисс Индия 1978 года), актёр-телеведущий, художница и известная поэтесса на языке телугу .
Зубейда Дханраджгир умерла в сентябре 1988 года от почечной недостаточности, похоронена в мумбайском районе Колаба .
Год | Название | Кинокомпания | Роль | Примечания |
---|---|---|---|---|
1922 | Veer Abhimaniyu | Kohinoor & Imperial | Вспомогательная роль (главная у Султаны-бегум), первый коммерчески успешный фильм с её участием. | |
1924 | Gul-e-Bakavali | Kohinoor & Imperial | Бакавали | Первая главная роль |
Kalyan Khajina | Kohinoor & Imperial | |||
Kala Naag | Kohinoor & Imperial | |||
Manorama | Kohinoor & Imperial | |||
Prithvi Vallabh | Ashoka Pictures | |||
Sati Sardarba | Saraswati Film Company | Сардарба | ||
1925 | Black Thief | Laxmi Pictures | ||
Deva Dasi | Laxmi Pictures | |||
Desh Ka Dushman | Kohinoor & Imperial | |||
Indra Sabha | Kohinoor & Imperial | |||
Ra Navghan | Royal Arts | |||
Rambha of Rajnagar | Kohinoor & Imperial | |||
The Divine Punishment | Kohinoor & Imperial | |||
1926 | Abola Rani | Excelsior Film Company | ||
Bulbul-e-Paristan
(букв. «Соловей Страны Фей») |
Fatima Film Corporation | Первый индийский фильм с женщиной-режиссёром, участвуют Зубейда и обе её сестры | ||
Kashmeera | Excelsior Film Company | |||
Man & His Destiny | Royal Arts | |||
Missing Bracelet | Royal Arts | |||
Sati Menadevi | Royal Arts | |||
1927 | Laila Majnu | Excelsior Film Company | ||
Nanand Bhojai | Excelsior Film Company | |||
Balidaan | Oriental Pictures | Апарна | ||
1928 | Chamakti Chanda | Jagtap Film Company | ||
Emperor Ashok | Lokmanya Film Company | |||
Golden Gang | Jagtap Film Company | |||
Heer Ranjha | Victoria Fatima Film Company | Хир | ||
1929 | Kanak Tara | Fatima Film Company | ||
Mahasunder | Precious Pictures corporation | |||
Milan Dinar | ||||
Wonderful Prince | Victoria Fatima Film Company | |||
Young India | Indulal Yagnik | |||
1930 | Devdasi | International Pictures Corporation | ||
Fall of Pride | Vivekanand Pictures | |||
Love Angle | Ranjit Film Company | |||
Veer Rajput | Oriental Pictures | |||
1931 | Eye For An Eye | Sagar | ||
Land Of Pyramids | Sagar | |||
Romantic Prince | Sagar | |||
Underworld | Kohinoor U.A | |||
Wages of Sin | Sharda Mysore Pictures Corporation |
Год | Название | Кинокомпания | Роль | Примечания |
---|---|---|---|---|
1931 | Свет мира ' | Imperial Film Company | Алам Ара | Первый звуковой фильм Индии |
Meri Jaan | Sagar | |||
Veer Abhimaniyu | Sagar | |||
1932 | Zarina | Sagar | Зарина | |
1933 |
Bulbul-e-Punjab
(букв. «Соловей Пенджаба») |
Mahalaxmi Cinetone | ||
Mahabharat | Sagar | |||
Pandav Kaurav | Sagar | |||
The Untouchable | The British India Film Company | |||
1934 | Gul Sanobar | Imperial Film Company | ||
Nanand Bhojai | Mahalaxmi Cinetone | |||
Nand Ke Lala | Mahalaxmi Cinetone | |||
Rashk-e-Laila | Mahalaxmi Cinetone | Лайла | ||
Seva Sadan | Mahalaxmi Cinetone | |||
1935 | Birbal Ke Beti | Mahalaxmi Cinetone | ||
Gulshan-E-Alam | Mahalaxmi Cinetone | |||
1936 | Laylo Nehar | Imperial Film Company | ||
Maa | Prafulla Pictures | |||
1937 | Aurat Ki Zindagi | Sunrise Pictures | ||
Девдас | Sunrise Pictures | Парвати | Фильм на ассамском языке | |
Kiski Pyari | Sunrise Pictures | |||
1939 | Mirza Sahiban | Сахиба | ||
1946 | Badnaami | |||
1948 | Nek Dil | |||
Teri Yaad / Memories | Pancholi Art Studio (Лахор, Пакистан) | |||
1949 | Nirdosh Abla | |||
1951 | Mak Aru Marom | |||
1958 | Anarkali | Nigar Pictures | Джодха Бай | |
1961 | Citizen Films | |||
1964 | Aap Ki Parchhaiyan | Emkay Productions | ||
1970 | Heer Ranjha | Punjab Pictures | мать Хир | |
1977 | Sandhya Raag | |||
1981 | Prem Geet | Ramayana Chitra | ||
1984 | Meri Izzat Bachao | |||
1986 | Palay Khan | |||
1989 | Ajala Kokai | мать | Фильм выпущен в прокат после смерти актрисы |