Interested Article - Памятник жертвам Талергофа

Вид талергофского памятника, открытка на паспарту, 1934 год

Па́мятник же́ртвам Талерго́фа ( рус. дореф. Жертвамъ Талергофа 1914-1918 Галицкая Русь ) — мемориал, посвящённый памяти галицких русофилов , узников австро-венгерского концентрационного лагеря Талергоф 1914—1918 годов. Расположен во Львове на территории историко-мемориального музея-заповедника Лычаковское кладбище . Сооружён в 1934 году по проекту львовского скульптора Людвика Тыровича (Туровича). Архитектор .

История создания

Предыстория

После окончания Первой мировой войны территории Восточной Галиции оказались в составе Польской республики . Русофильские деятели Галиции сразу по окончании войны приступили к работе по увековечиванию памяти о жертвах концентрационного лагеря Талергоф, для чего ими был создан Талергофский комитет . В 1924 1932 годах во львовской типографии Ставропигийского братства комитетом было издано четыре выпуска «Талергофского альманаха» , в которых публиковались собранные документальные свидетельства убийств мирных русофилов австрийскими властями в годы войны. В 1928 году русофилами был проведён первый , после которого утвердилась ежегодная традиция проведения панихиды по погибшим .

Второй талергофский съезд и открытие памятника

Процессия участников Талергофского съезда по случаю открытия памятника жертвам Талергофа, 1934 год

В 1934 году состоялся второй Талергофский съезд галицких русофилов. В ходе съезда в честь 20-летия появления лагеря Талергоф было принято решение соорудить во Львове памятник в честь жертв этого лагеря. Под сооружение было выбрано свободное от захоронений место на Лычаковском кладбище города. Архитектором памятника стал , работами по сооружению руководил инженер Людвик Турович , он же являлся автором проекта . Изготовлен памятник был в мастерской Л. и Т. Тыровичей . При большом стечении русофилов (около 15 тысяч человек) памятник был открыт. Открытие сопровождал крестный ход .

После сооружения памятника сформировалась традиция на Фомино воскресенье проводить у него панихиду «по невинным жертвам Первой Мировой войны – в Талергофе, Терезине и по иных местах замученных и страдавших» .

В советский период

После вхождения Львова в состав СССР , несмотря на то, что советскими властями были закрыты многие организации галицких русофилов Львова, им удалось сохранить традицию проведения талергофских панихид у памятника. По мере того, как живые свидетели и современники событий Талергофа становились старше и умирали, а новое поколение галичан воспитывалось в духе атеизма и принимало вместо русской — украинскую национальную идентичность , количество посетителей монумента сокращалось и встречи у него становились менее многолюдными .

В 1964 году , в память 50-летия Талергофа, к памятнику был достроен центральный цветник и поставлен бетонный бордюр. В 1972 году к памятнику было осуществлено подзахоронение скончавшегося бывшего узника Талергофа (1891—1972). В 1974 году , в память 60-летия Талергофа, к памятнику были пристроены боковые бетонные блоки с каменными таблицами и дополнительные угловые цветники, а также добавлены на русском и украинском языках дополнительные горизонтальные медные таблички с информацией о захоронении Карпяка и в память об узниках всех концлагерей — борцов «за воссоединение Прикарпатья с Великой Русью» .

Современность

Традиция проведения многолюдных талергофских панихид у памятника возобновилась после распада СССР. Их современными посетителями являются простые прихожане главного православного храма Львова – храма Святого Великомученика Георгия , а также потомки узников Талергофа.

В сентябре 2009 года — апреле 2010 года по заказу Русского общества имени А. Пушкина города Львова были проведены реконструкторские работы на мемориале. В результате памятник был несколько перепроектирован. Научными консультантами ремонтно-восстановительных работ являлись заведующий кафедрой реставрации произведений искусства факультета изобразительного искусства и реставрации Львовской национальной академии искусств Ю. Островский и скульптор-реставратор, член Союза художников Украины С. Якунин. Исполнением работ руководил заместитель председателя Львовского регионального отделения Союза дизайнеров Украины С. В. Ищенко .

Таблички у памятника, появившиеся после реконструкции 2009-2010 гг.

Табличка слева

Табличка справа

Реконструкция памятника была встречена критикой рядом потомков узников Талергофа.

Композиция

Общий вид

Мемориал представляет собой стелу из чёрного мрамора , в которую вписан большой восьмиконечный крест из белого мрамора . Внизу стелы располагается надпись: «Жертвам Талергофа. 1914—1918. Галицкая Русь». Надпись высечена на мраморе, а её буквы позолочены . Вокруг надписи каймой располагается терновый венок . Венок выполнен из кованого металла и закреплён с отрывом от основы .

Перед стелой пристроены в 1974 году два боковых блока с каменными таблицами на русском дореформенном языке, которые в 2010 году заменены медными табличками с надписями на русском и украинском языках. На левой табличке написано: «Здесь покоится прах узника концлагеря Талергоф, участника подпольной борьбы с немецкими оккупантами уроженца с. Климовка на Лемковщине Максима Ивановича Карпяка 1891—1972» ( укр. Тут спочиває в'язень Талергофу, борець з німецькими окупантами, який народився на Лемківщині, Максим Іванович Карпяк ), на правой: «Вечная слава мученикам Талергофа, Терезина и других концлагерей — борцам за воссоединение Прикарпатья с Великой Русью» ( укр. вічна слава мученикам Талергофу, Терезина та інших концтаборів — борцям за воз'єднання з Великою Руссю ) .

Оценки

Ю. Островский и С. Якунин, анализируя мемориал перед реставрационными работами, 30 сентября 2009 года отметили:

Композиционная целостность из сгруппированных стел имеет конструктивистично - кубистическую стилистику и отличается подчёркнутой вертикальной направленностью членов, чёткой симметричностью с убеждающим звучанием пропорциональности и пластичности лапидарных элементов основных масс, и с учётом основных точек восприятия.

Достройки более поздних этапов нивелируют чистоту первичного авторского замысла и воплощения, нарушили целостность монументально-материального и эмоционального восприятия завершённой целостности…

В среде потомков узников Талергофа существуют критические оценки проведённой в 2009—2010 годах реставрации памятника и выражаются мнения, что памятник был существенно испорчен после реконструкции, в том числе присутствуют оценки реконструкции как вандализма .

См. также

Примечания

  1. (укр.) . lvivcenter.org. Дата обращения: 11 октября 2012. 13 декабря 2012 года.
  2. Пашаева Н. И. . — Москва: Гос. публ. ист. б-ка России., 2001. — С. 170. — 201 с. — ISBN 5-85209-100-6 . 14 августа 2010 года.
  3. Сокуров-Величко Сергей . // Единое отечество : информационный портал. — 2010, 6 июня. 15 июня 2012 года.
  4. Замятин Игорь. (2008-05-08). . Русская линия . Дата обращения: 11 октября 2012 .
  5. Сокуров-Величко Сергей . // Институт Русского зарубежья. Сетевой центр русского зарубежья : электронное издание. — Москва, 2010, 9 июня. 1 февраля 2014 года.
  6. О. Лютиков. Русское общество им. А. Пушкина. Дата обращения: 2 ноября 2012. Архивировано из 17 апреля 2013 года.
  7. Крушинский Владимир. . my.opera.com (7 апреля 2010). Дата обращения: 3 ноября 2012. 29 декабря 2012 года.
Источник —

Same as Памятник жертвам Талергофа