Interested Article - Очередь (игра)
- 2021-06-19
- 2
«О́чередь» ( польск. Kolejka ) — польская настольная игра , в которой воспроизведены трудности, связанные с нехваткой товаров при социалистическом режиме . Игра, разработанная польским государственным Институтом национальной памяти и вышедшая 5 февраля 2011 года , создана как учебное пособие , цель которого — повысить осведомлённость польской молодёжи о новейшей истории страны. Половину первого тиража игры планировалось распределить по школам . В комплект игры входят два документальных фильма .
Условия игры
В игре принимают участие от двух до пяти человек. Указан минимальный возраст для участия в игре — 12 лет . По словам создателя игры Кароля Мадая, сотрудника Института национальной памяти , это ограничение введено потому, что испытания игры показали: разочарование, вызываемое реальностью тех дней, было слишком тяжёлым для детей до 12 лет, в то время как игроки более старшего возраста (самому старшему из участников испытаний было 84 года) находили игру весёлой и смешной .
Победителем становится тот, кто первым «купит» 10 «товаров» из списка покупок. Игроки посылают «членов своих семей», которые обозначены цветными деревянными фигурками, стоять в «очередях» за товарами, продававшимися в 1980-х годах. Среди этих товаров — мясные консервы, чай , кофе, туалетная бумага, мебель , туфли Relaks, одеколон Przemysławka , катушечные магнитофоны . Всего в игре насчитывается 60 товаров. Однако задача получить товар осложняется тем, что полки близлежащих магазинов, которых в игре пять , пусты. Игроки ждут в очередях, не зная при этом, в какие именно магазины будут доставлены нужные им товары . Затем раскрываются карточки доставки товаров. Товары достаются только тем, кто окажется ближе всего к дверям магазинов, поэтому толпа начинает нажимать на двери . В ходе игры может неожиданно выясниться, что магазин закрылся или что вещи на складе закончились . У игроков есть специальные карточки, которые либо помогают, либо затрудняют покупки . Это так называемые «карточки очерёдности». Вперёд помогают пройти, например, карточки «Мать с маленьким ребёнком», «Вас тут не стояло», «Товары из-под прилавка» , карточка с подсказкой от знакомого партийного чиновника о том, в какой именно магазин поступит товар . Затрудняют игру карточки «Закрыто на учёт», «Ошибка при доставке», а также стоящие в очередях чёрные фигурки — спекулянты . Кроме того, в игре есть «чёрный рынок», где цены вдвое выше, чем в магазинах .
Отмечается, что правила «Очереди» похожи на правила игры « Монополия », но принципиальное их отличие в том, что в польской игре покупать очень сложно . В некоторых источниках игру называют «коммунистической „Монополией“» , но Кароль Мадай утверждает, что не основывал свою игру на «Монополии» .
Другие факты об игре
«Очередь» продаётся в картонной коробке, которая как бы обёрнута мятой коричневой бумагой и перевязана верёвкой, а сверху на коробке изображён талон наподобие тех, которые выпускались властями для нормирования некоторых товаров, например, мяса .
В 1989 году, когда социалистический режим в Польше пал, Каролю Мадаю было всего девять лет, поэтому при создании игры ему часто приходилось консультироваться со своим более опытным начальником . Вместе с Мадаем игру разрабатывали художники Наталья Барановска и Марта Малесиньска . Мадай сказал в интервью, что стиль игры — серые цвета, бумага, стилизованная под дешёвую, — был придуман студентами, изучающими менеджмент . Целью создания игры Мадай назвал «объединение поколений»: «Игра может порадовать как людей в возрасте, так и их внуков. Она может провоцировать серьёзные дискуссии — люди смогут делиться своими знаниями об истории в неформальной обстановке» .
Планировалось, что тираж игры составит 3000 экземпляров, но возможны и переиздания .
Институт национальной памяти, разработавший игру, также занимается её распространением. В репортаже Би-би-си сообщалось, что за игрой «выстроились длинные очереди» и что некоторые из покупателей сели играть в неё тут же, в институте. В том же репортаже были приведены слова представителя польского министерства образования Гжегожа Журавского, который признал, что новейшей истории в польских школах уделяется слишком мало внимания: школьники знакомятся с ней только в течение последних нескольких недель перед выпуском. «Сейчас мы хотим изменить программу изучения современной истории, поскольку многие молодые поляки ничего не знают об этом периоде», — заявил он. Министерство планирует ввести новый курс в 2012 году .
«Очередь» стала пятой игрой, разработанной институтом; предыдущие четыре игры (Pamięć ’39, Awans, Zostań marszałkiem Polski и «303») были посвящены Второй мировой войне . Электронные версии предыдущих игр, за исключением Zostań marszałkiem Polski, доступны на сайте института, а электронная версия «Очереди» по состоянию на февраль 2015 года ещё не разработана .
Популярность «Очереди» превзошла ожидания разработчиков: ещё до выхода игры о ней рассказывали масс-медиа Франции, Великобритании, Таиланда, Канады и других стран . Мадай считает, что благодаря игре молодёжь Польши сможет понять, «каково это — часами стоять в очереди, прийти к магазину слишком поздно или пропустить свою очередь из-за того, что кто-то вдруг вклинился перед вами» .
Мисси Глакманн, специалист по образованию, считает игру «отличным инструментом обучения» .
Критика
Некоторые СМИ сообщили, что в 2016 году в России игра исчезла из продажи после критики Федеральной службы России по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека . Сама служба опровергла данные сообщения, заявив, что не имеет возможностей для подобных запретов, так как их технический регламент касается только качества и безопасности используемых материалов и возрастной маркировки . Позже выяснилось, что инициатива исходила не от Роспотребнадзора, а от дистрибьютора игры в России — компании «Юнитойс» .
Награды
- 2012 — польская премия Gra Roku — победитель в номинации «Игра года» .
Примечания
- ↑ . Дата обращения: 30 мая 2011. 30 мая 2011 года.
- . Дата обращения: 1 июня 2011. 1 июня 2011 года.
- ↑ . Дата обращения: 30 мая 2011. Архивировано из 30 мая 2011 года.
- ↑ . Дата обращения: 30 мая 2011. 30 мая 2011 года.
- ↑ . Дата обращения: 30 мая 2011. 30 мая 2011 года.
- ↑ . Дата обращения: 9 февраля 2011. 24 января 2011 года.
- ↑ . Дата обращения: 30 мая 2011. 30 мая 2011 года.
- . The Market Financial . Дата обращения: 30 мая 2011. Архивировано из 30 мая 2011 года.
- . Spiegel . Дата обращения: 30 мая 2011. 30 мая 2011 года.
- (недоступная ссылка — ) . Дата обращения: 29 марта 2016.
- . Meduza. Дата обращения: 30 марта 2016. 11 апреля 2016 года.
- . Meduza. Дата обращения: 12 июня 2016. 19 июля 2016 года.
- . planszowagraroku.pl. Дата обращения: 8 мая 2018. 23 апреля 2018 года.
- 2021-06-19
- 2