Interested Article - Краснушка (иконопись)

Краснушка (конец XIX века)

Краснушка — примитивная икона, одна из форм народного прикладного искусства. Фоны такой иконы или облачение персонажей на ней часто выполнялись красно-коричневой краской (чаще охрой ) с прорисовкой изображений черными контурами . В отличие от подокладницы изображения сделаны полностью, включая надписи. Является профессиональным термином русских иконописцев . По другой версии — подокладная икона, у которой тщательно выписаны только части, видные из-под оклада . Подобный жанр народной иконописи существует с конца XVII века .

Подобные краснушкам иконы писали непрофессионалы (ямщики, гончары, плотники) в свободное от основной работы время, изображая при этом не классические сюжеты, а народный фольклор, основанный на народных представлениях о Христе, Богоматери, апостолах, библейских героях и местных святых, а также легендах, преданиях и бывальщинах .

Для народной иконы характерны условность форм, упрощенная технология изготовления иконы и техника письма, ограниченное количество красок .

Слово краснушка вошло в воровской словарь , где им определяли икону, написанную в конце XIX — начале XX века .

Типы самодельных икон

Кроме краснушек народные иконы называли «чернушками», «полосатыми», «щепными» (или лубочными), «малеванными» .

Чернушки

В изображении икон «чернушек» преобладал, в основном, черный цвет.

Полосатые иконы

В так называемых «полосатых» иконах фоны выполнялись в два цвета: верхняя часть светлой краской, которая изображала небесный мир, а нижняя часть — темной, олицетворявшей наш, земной мир.

Щепные иконы

Для «щепных» икон бралась тонкая плоская дощечка, чаще кусок луба , отчего существует другое их название — «лубочные». Дощечка слегка грунтовалась, после чего на ней писались лики Христа, Богоматери или Николы Чудотворца (другие святые на подобных щепных иконах не встречаются) . Фон покрывался окладом из фольги с просечным и тисненым узором, иногда с росписью. Икона вставлялась в застекленный киот.

Малёванные иконы

«Малеванные» иконы создавались малярами-артельщиками, ходившими по деревням и расписывавшими стены и потолки крестьянских горниц. На «малеванных» иконах святые изображались так же, как в настенных росписях — среди пышных деревьев и цветов гуляют нарядные персонажи в богатых нарядах, нередко заимствованных с лубочных картинок . Многие артели приходили с Урала, но во многих деревнях славились и свои, местные, артельщики.

Распространение

Преимущественно подобные самодельные иконы создавали в Сибири , за недостатком «нормальных» икон. Существует предположение, что народные иконописцы пользовались такой странной для иконописи палитрой из-за отсутствия или дороговизны традиционных красок, поскольку позолота была дорогой, и приходилось пользоваться той палитрой, что имелась под рукой .

См. также

Примечания

  1. от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Словарь иконописца
  2. от 4 марта 2016 на Wayback Machine Азбука христианства
  3. (недоступная ссылка) СТС Кузбасс, 30 июня 2010 года
  4. от 13 октября 2010 на Wayback Machine // «Топос», дитературно-философский журнал
  5. от 3 сентября 2011 на Wayback Machine // Воровской словарь
  6. от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Тюменская региональная интернет-газета «Вслух.ру», 13 сентября 2006 года
Источник —

Same as Краснушка (иконопись)