Тай-цзун (династия Тан)
- 1 year ago
- 0
- 0
Тай-цзу́н ( кит. 太宗 ), имя при рождении — Ли Шими́нь ( кит. 李世民 ) (23 января 599 — 10 июля 649 ) — китайский император (с 627) династии Тан ( кит. 唐 ) . Посмертное имя — Вэнь У-хуанди ( кит. 文武皇帝 ). Девиз правления — Чжэньгуань ( кит. 貞觀 ).
Ли Шиминь происходил из древней китайской служилой аристократической семьи, которая на протяжении 200 лет владела землями на севере при тобасской династии Вэй , поэтому в значительной степени смешалась с табгачским населением.
Отец Ли Шиминя, Ли Юань был по происхождению безземельный юноша, которому удалось очаровать Люй-Хоу, дочь придворного вельможи, и благодаря этому браку стать наместником в Тайюане [ источник не указан 1942 дня ] . Ли Юань был самым талантливым военачальником кавалерии императора Ян Ди из династии Суй . Абсурдная антинародная политика последнего вызвала против него ряд крестьянских восстаний, однако Ли Юань на первых порах был лоялен к Ян Ди. Тем не менее, Ли Шиминь вскоре убедил отца, который в то время отбивал натиск восточных тюркютов под руководством Шибир-хана , в необходимости примирения с Шибир-ханом и совместной с ним борьбы в ходе гражданской войны против императора-деспота. Когда в 617 году Ли Юань был коронован в Чанъане под именем Гаоцзу, Ли Шиминь стал вторым лицом в государстве, а поскольку его отец, будучи умелым генералом, не отличался успехом в политике, часто сам решал политические вопросы.
Прогрессивные реформы Ли Шиминя вызвали недовольство бывших приспешников режима Ян Ди, а также части конфуцианских чиновников, занимавших руководящие должности в обществе. В результате, при дворе возобладали консерваторы, которые побудили Ли Юаня в мае 626 года издать указ об ограничении буддизма и даосизма , направленный, в первую очередь, против Ли Шиминя. Братья Ли Шиминя (Ли Цзяньчэн и Ли Юаньцзи), возглавившие придворную клику, вызвали его во дворец, намереваясь расправиться с ним. Когда Ли Шиминь прибыл к отцу 2 июля 626 года, Ли Цзяньчэн совершил покушение на своего брата, однако оно провалилось, и Ли Шиминь поразил его ответной стрелой. Ли Юань тотчас же отменил свой указ и назначил Ли Шиминя наследником престола. 4 сентября 626 г. Ли Шиминь окончательно отстранил от власти своего отца и был коронован, приняв храмовое имя Тайцзун.
Условия, в которых Тай-цзун пришёл к власти, были катастрофическими: за годы правления династии Суй население Китая сократилось на две трети.
Однако Ли Шиминь был первым правителем в практике китайской истории, который помимо поддержки крупных землевладельцев (в данном случае — табгачских ), выступил в защиту крестьян, ремесленников, купечества, интеллектуалов, не получивших доступ к конфуцианской правящей верхушке, а также мелким и средним феодалам. К своим преобразованиям он привлёк также значительную часть тюрков , служивших в качестве конницы в китайской армии.
При Тай-цзуне завершилось формирование централизованного феодального государства. Этому способствовали реорганизация государственного аппарата, введение обязательных государственных экзаменов для отбора на чиновничьи должности, укрепление армии, составление (с 631 ) кодекса законов.
Правление Тай-цзуна связано с первой в истории Китая попыткой создания синтетической культуры, объединяющей китайскую цивилизацию со степными кочевниками. Миллионное население востока Великой степи стало главной социальной базой для преобразований Ли Шиминя, считавшего себя в равной мере как императором китайцев, так и каганом степняков. Ближайший круг советников Тай-цзуна составляли китайские (даосские и конфуцианские) мудрецы, в том числе Вэй Чжэн , и , а также степняки, отобранные по критерию личной преданности (в их числе однорукий уйгурский военачальник и тюркютский царевич из рода Ашина Шени ). Политика Тай-цзуна, сохранявшая национальную идентичность народов степи, породила в Китае интерес ко всему тюркскому; был издан китайско-тюркский словарь, даже в столице империи Чанъане появились юрты по образцу степных. Позже националистическая партия в правящих кругах страны начала рассматривать династию Тан времён Тай-цзуна в качестве « табгачской ».
Тай-цзун вёл завоевательные войны с Когурё и государствами к северо-западу от танских владений. При нём владения Китая расширились так далеко на запад, как никогда до него. Стабилизировав внутреннюю ситуацию в Китае, Тай-цзун инспирировал восстание уйгуров и других нетюркютских народов Великой степи против Восточно-тюркского каганата , после чего сам напал на его владения с шестью китайскими армиями в 628—630 гг. К 635 году к владениям Тай-цзуна был присоединён Тогон , а вскоре преимущественно тюркские по своему этническому составу войска, находившиеся под командованием китайских военачальников, взяли Гаочан , в результате чего Китай получил контроль над всем восточным отрезком Великого шёлкового пути . Продолжая движение на запад, войска Тай-цзуна заняли более 70 городов Средней и Центральной Азии , от Кашгара до Бухары . В результате танских завоеваний Китай получил контроль не только над Восточным Туркестаном , но и над значительной частью современных Киргизстана и Узбекистана . Мао Цзэдун , выдвигая к СССР претензии по поводу Средней Азии, ссылался на историческую традицию со времён Тай-цзуна.
Неудачными оказались только военные действия императора против северокорейского государства Когурё : в 645 году танские армии потеряли инициативу, остановившись у крепости Ансинсон, героические защитники которой сдерживали агрессоров на протяжении 60 дней. Затянувшаяся до зимы осада Ансинсона ослабила китайскую армию, потерявшую 80 % обозной тягловой силы при отступлении. Тем не менее, силы Когурё были подорваны, и в 668 году это государство прекратило своё существование.
Свидетельством радикального поворота к открытости во внешней политике Китая стали странствия буддийского монаха Сюаньцзана по Бактрии , Джунгарии и Индии (629—645). Наконец, Сюаньцзан после 16 лет странствий вернулся с 700 различными реликвиями в Чанъань на колеснице, запряжённой 20 конями, и изложил свои впечатления в «Записках о странах запада» («Си ю цзи»). В 648 году поступают неясные (и возможно преувеличенные) сведения об участии китайцев (в лице Ван Сюань-цэ ), а также тибетских и непальских войск в свержении узурпатора Нафуди Аланашуня (那伏帝阿羅那順, Арджуна (?)), который узурпировал трон после смерти Харши . Танские историки приписали основную заслугу Ван Сюань-цэ, который организовал тибетско-непальскую экспедицию и при участии индийских князей восстановил правление наследников Харши .
В начале 648 года, достигнув значительных результатов во внешней и внутренней политике, приблизившись к пятидесятилетнему рубежу, император Тай-цзун счёл необходимым изложить свои взгляды на главные задачи правителя Поднебесной. Причисляя себя к государям-основателям и мечтая о том, чтобы танская династия не шла к упадку по пути предшественниц, Тай-цзун решил подсказать будущему императору Гаоцзуну, как наилучшим образом управлять страной и подданными. Для этой цели он создал политическое завещание « Ди фань », написанное в виде правил, практического руководства для преемников на троне. Вручая «Ди фань» наследнику, он сказал: «Здесь сказано о том, как совершенствовать себя и управлять государством». Сочинение состояло из введения, заключения и двенадцати глав (пянь), объединённых в четыре цзюаня. В первую часть входили главы — «Сущность правителя», «Жаловать родственников уделами», «Искать мудрецов»; во вторую — «Быть внимательным, назначая на должности», «Внимать увещеваниям», «Отстранять клеветников»; в третью — «Остерегаться излишеств», «Почитать бережливость», «Награждать и наказывать»; в четвёртую — «Поощрять земледелие», «Обращать внимание на военное дело», «Ценить гражданские занятия».
Ли Шиминь умер 10 июля 649 г. Его гробница в Чанъане, украшенная высокохудожественными горельефами, считается одним из лучших образцов архитектуры эпохи Тан. Сын и наследник Тай-цзуна, Ли Чжи (тронное имя Гао-цзун), хотя и не обладал отцовскими способностями, но уверенно продолжил его успешную политику.