Пимента, Адемар
- 1 year ago
- 0
- 0
Юг Адема́р Кюэно́ ( фр. Hugues-Adhémar Cuénod ; 26 июня 1902 , Корсо , Во — 6 декабря 2010 , Веве , Во ) — швейцарский певец ( тенор ) и педагог.
Внук мэра городка Корсо, в котором родился. С детских лет имел возможность слушать много различной музыки в модном курортном городке Веве по соседству, — в частности, по воспоминаниям самого Кюэно, ему довелось присутствовать в мае 1913 года на концерте ко дню рождения Камиля Сен-Санса , в ходе которого именинник играл вместе с Игнацем Падеревским репертуар для двух фортепиано . Начал учиться музыке в Веве у пианистки Матильды де Рибопьер, затем учился в Базельской консерватории у Вилли Реберга и Колетт Висс и наконец в Вене у Гермины Зингер-Буриан (ученицы Розы Папир ). В 1920-е годы участвовал в небольших полуприватных концертах в Вене и затем в Париже . Дебютировал на сцене в 1928 г. в парижской постановке оперы Эрнста Кшенека «Джонни наигрывает», что открыло путь к дальнейшей карьере Кюэно во Франции — в частности, к исполнению теноровых партий в ораториях Иоганна Себастьяна Баха с оркестром под управлением Венсана д’Энди . В 1929 году Кюэно участвовал, в незначительной роли, в лондонской премьере мюзикла Ноэла Кауарда «Горести и радости» , а затем вместе с лондонской труппой отправился в Нью-Йорк для бродвейского показа; здесь Кюэно записал несколько спиричуэлс с собственным фортепианным аккомпанементом.
В 1930-е годы Кюэно делил свою жизнь между Парижем, США и Швейцарией, в 1940—1946 годы преподавал в Женевской консерватории . Он участвовал в концертных исполнениях « Свадебки » Стравинского , ораторий Игоря Маркевича «Потерянный рай» и Артюра Онеггера «Пляска мёртвых». В тот же период Кюэно начал принимать участие в первых записях произведений Клаудио Монтеверди , которые осуществляла в Париже Надя Буланже ; эти записи в значительной степени заложили традицию.
В 1943 году Кюэно вернулся на сцену в постановке « Летучей мыши » Иоганна Штрауса . Пик его сценической активности пришёл на 1950-е годы, когда Кюэно пел в миланском « Ла Скала » (в « Воццеке » Альбана Берга ), на Глайндборнском фестивале (начиная с 1954 года и вплоть до 1987 году Кюэно выступил на фестивале более 470 раз ), в лондонском « Ковент-Гардене » (1954, 1956 и 1958). 11 сентября 1951 года в Венеции Кюэно пел партию Селлема на мировой премьере оперы Стравинского « Похождения повесы ». Среди важнейших записей Кюэно, относящихся к этому периоду, — баховские « Страсти по Матфею » под управлением Эрнеста Ансерме и песни Жиля Беншуа и Гийома де Машо ; вообще временно́й охват в репертуаре певца очень велик, и среди других записей также чередуются Генрих Шютц , Франческо Кавалли и Франсуа Куперен — с Дину Липатти ; впрочем, по замечанию критика The New York Times , «его репертуар весьма широк, но очевидным образом исключает почти всё, что может быть отнесено к мейнстриму» . Кроме того, распространялись живые записи ряда оперных постановок с участием Кюэно — в частности, глайндборнских « Женитьбы Фигаро » (Кюэно в партии Базилио) и « Евгения Онегина » (Кюэно в партии Трике).
В дальнейшем Кюэно продемонстрировал феноменальное творческое долголетие. На протяжении 1970-80-х годы он интенсивно записывал различные камерные сочинения, особенно вокальные произведения французских композиторов: « Сократ » Эрика Сати , песни Габриэля Форе , Дебюсси , Русселя , Пуленка и др. В апреле 1987 года Кюэно установил своеобразный рекорд: в возрасте без малого 85 лет он стал самым старым исполнителем, когда-либо дебютировавшим на сцене Метрополитен Опера : в опере Пуччини « Турандот », поставленной режиссёром Франко Дзеффирелли и дирижёром Джеймсом Ливайном , Кюэно вышел на сцену в роли Императора Альтоума (и на протяжении следующего сезона пел в этом спектакле ещё 14 раз). Музыкальный обозреватель «Нью-Йорк Таймс» Джон Рокуэлл отметил, рецензируя эту постановку, что лучшего исполнения этой партии ему слышать не доводилось . В последний раз он появился на сцене (в Театре Жора ), в партии Трике из «Евгения Онегина», в 1994 году .
В разное время Кюэно эпизодически преподавал в Швейцарии и других странах; особенно ценными были его совместные мастер-классы с в Школе Бенджамина Бриттена и Питера Пирса в Саффолке .
В 1996 году вышел сборник бесед с Кюэно «Лёгким голосом» ( фр. D'une voix légère. Entretiens avec François Hudry ; английский перевод 1999), содержащий множество биографических деталей.
Специалисты отмечали в певческой манере Кюэно «необыкновенную способность „проговаривать“ выпеваемые слова подобно актёру, с совершенной дикцией и ясностью», «простой и естественный стиль» .