Жар-птица
- 1 year ago
- 0
- 0
«№ 13. Дом Эльпит-Рабкоммуна» — рассказ Михаила Булгакова , написанный в 1922 году . В произведении создан образ « нехорошей квартиры », который впоследствии получил своё развитие в романе « Мастер и Маргарита ».
Рассказ впервые опубликован в «Красном журнале для всех» (1922, № 2).
Доходный дом № 13 на Большой Садовой , принадлежавший господину Эльпиту, считался респектабельным. Здесь, помимо самого владельца, проживали директор банка, фабрикант, бас-солист, генерал, присяжные поверенные, доктора — люди небедные и известные. Управлял домом Борис Самойлович Христи, и порядок при нём был образцовый: лифты работали без перебоев, трубы прогревались своевременно, в кронштейнах на площадках горели лампы.
Однажды у ворот дома появилась табличка «Рабкоммуна». Прежние жильцы начали спешно покидать квартиры. В их комнатах поселились другие люди. Они развешивали в гостиных сырое бельё и ставили чадящие примусы . Хозяин, перебравшийся на другой конец Москвы, попросил управляющего Христи не покидать дом и следить, чтоб в «Эльпит-Рабкоммуну» подавали тепло.
Христи занимался ордерами на нефть, наблюдал за трубами и поддерживал отношения с «санитарным наблюдающим» Егором Нилушкиным. В один из морозных февральских дней возникла проблема с горючим. Нужно было потерпеть неделю, но жительница 50-й квартиры Аннушка Пыляева по прозвищу «Чума» не выдержала и растопила буржуйку . Тяга пошла к чёрному вентиляционному ходу, обитому войлоком, а оттуда — на чердак. Начался пожар.
Спасти дом не удалось. Жильцы в панике выкидывали из окон хозяйственную утварь. Христи, наблюдая, как обваливаются потолки и рушатся балки, впервые в жизни плакал. Аннушка Пыляева в панике бежала по улицам. Сначала она шептала, что засудят. Потом, успокоившись, сказала себе, что «люди мы тёмные, учить нас надо».
Дом Эльпита, по мнению писателя Владимира Лёвшина , — не фон и не источник сюжета, а полноправный герой повествования. Его прообразом служил доходный дом столичного купца Ильи Пигита, построенный в начале XX века на Большой Садовой, 10 . Это было первое жильё Михаила Булгакова, переехавшего в Москву из Киева в 1921 году: писатель снимал комнату в 50-й квартире.
Под именем Бориса Самойловича Христи в рассказе выведен управляющий домом Илья Вениаминович Сакизчи . Прототипом домовладельца в послереволюционную пору стал не Пигит, который успел эмигрировать, а финансист Артур Манасевич (отец Владимира Лёвшина), выплачивавший управляющему деньги за то, чтобы тот сохранил систему отопления .
Упоминая среди жильцов «феноменального бас-солиста», Булгаков имел в виду Фёдора Шаляпина .
Представителями «Рабкоммуны», появившимися в доме после 1917 года, были в основном сотрудники располагавшейся неподалёку типографии; после их заселения обслуживание дома перешло в руки пролетариата. В активисте и общественнике Егоре Нилушкине старожилы узнали рабочего Никитушкина, «фигуру комическую», которого, несмотря на его грозные крики, никто не боялся .
Поджигательница Аннушка Пыляева ведёт свою «родословную» от соседки Булгакова из 34-й квартиры . Как вспоминала первая жена писателя Татьяна Лаппа , фамилия у соседки, отличавшейся скандальным нравом, была Горячева .
Подлинным дьяволом, сжигающим дом, оказывается не демонический Христи и не бывший домовладелец Эльпит, как может показаться в начале рассказа, а народная темнота. <…> Писатель, как опытный автор детектива, сначала подсказывает читателю ложное решение, намекая, что грядущая катастрофа может случиться от инфернального Христи, чтобы затем в финале подвести к настоящей разгадке происшедшего.
Главная тема рассказа связана, по мнению исследователей, с разрушением прежнего мироустройства и гибелью старой России. Описание дореволюционного быта с его проворными дворниками, массивными кожаными креслами, блеском телефонных аппаратов во многом восходит к роману Андрея Белого « Петербург ».
Лингвист Борис Гаспаров считает, что фамилия домовладельца выбрана не случайно: в ней сочетаются « ивритские корни со значениями „Бог“ и „катастрофа“» .
Пожар, по утверждению автора Булгаковской энциклопедии Бориса Соколова, носит «апокалиптический характер» и подчёркивает, что революция «куда более катастрофична, чем прежний режим». Позже тему пожара писатель продолжил в рассказе « Ханский огонь » и романе «Мастер и Маргарита» . Дома́ в подлинном смысле слова горят у писателя один за другим, отмечает литературный критик Владимир Лакшин .
Аннушка, названная литературоведом Евгением Яблоковым представительницей «агрессивной» группы булгаковских героинь , также появится в последующих произведениях Булгакова: её имя встречается в « Самогонном озере » и « Театральном романе ». В «Мастере и Маргарите» именно Аннушка разливает подсолнечное масло и тем самым лишает жизни Берлиоза . Некоторые её свойства писатель передал другим персонажам — например, Аннушкино бельмо впоследствии обнаруживается у Азазелло , а склонность к битью посуды — у Бетси из «Багрового острова» .
Образ общественника Егора Нилушкина, совершающего регулярный обход квартир, также имеет продолжение в творчестве Булгакова. Этот персонаж «по своей психологической сущности» близок к Швондеру и Шарикову (« Собачье сердце ») .
Владимир Лакшин считает, что между бытовыми обстоятельствами жизни писателя, долгое время не имевшего собственного угла, и развиваемой им в раннем творчестве темой жилплощади существует очевидная связь .