Interested Article - Эстонское национальное движение

Эстонское национальное движение , традиционно известное в историографии как период пробуждения ( эст. Ärkamisaeg ) — исторический , политический и культурный процесс осознания эстонцами себя как нации, имеющей право на самоопределение . Процесс начался в XIX веке , когда в ходе реформ в Российской империи эстонцы получили некоторые гражданские права , и продолжался до провозглашения независимости Эстонии в 1918 году и создания собственного государства .

Развитие культурного самосознания было начато эстонскими интеллектуалами с пропаганды традиционной народной культуры . В литературном, музыкальном и ином творчестве воспевался патриотизм . Существующее самоназвание эстонцев «народ земли» было заменено термином «эстонский народ». Национальному пробуждению способствовало массовое образование на эстонском языке .

Политическая борьба против немецкого доминирования и русификации опиралась на урбанизацию в Эстляндской губернии . В 1905 году и позднее состоялись массовые антиправительственные выступления рабочих и крестьян. После революции 1917 года и последовавшей за этим германской оккупации и гражданской войны на территории бывшей Российской империи эстонцы провозгласили своё независимое государство и сумели отстоять его в вооружённой борьбе с российскими большевиками и остзейскими немцами.

Исторические предпосылки

В истории географическое положение и малая численность населения не позволяли эстонцам отражать вторжение иноземцев. Из-за этого их безопасность и физическое существование постоянно находились под угрозой. Поэтому национальное самосознание эстонцев было ориентировано на самосохранение нации .

Отмена крепостного права в начале XIX века в прибалтийских губерниях, а затем аграрные реформы и развитие системы образования при императоре Александре II во второй половине века способствовали зарождению эстонского национального движения. В 1860-х годах на территории Эстонии начался массовый выкуп крестьянами хуторов у помещиков . К концу XIX века в Южной Эстонии в собственности крестьян находилось более 80 %, а в Северной Эстонии — 50 % хуторской земли. В результате этого процесса самостоятельные крестьяне стали главной экономической и социально активной силой эстонского общества. Дискриминация при принятии политических решений со стороны доминирующих групп (российского правительства и остзейского дворянства ) побуждала нарождающуюся национальную интеллигенцию и средний класс формировать собственную эстонскую национальную идентичность .

Развитие культурного самосознания

Якоб Хурт
Йоханн Яннсен

Появление и развитие эстонского национального самосознания началось с массового увлечения эстонской интеллигенцией изучением и сохранением традиций народной культуры . Это было характерно для формирования национальной идеологии народов, долгое время не имевших своей государственности . Социолог Тоомас Гросс полагает, что проблемой для нарождающегося эстонского национализма было отсутствие яркого героического прошлого. Закладывать основы современной национальной культуры через изучение и популяризацию народного творчества начали балтийские немцы и германизированные эстонцы . Духовным центром этого процесса считался город Тарту .

Ярким представителем эстонского национального движения стал Якоб Хурт (1839—1906) — основатель национальной идеологии, считавший, что миссия движения должна быть культурной, а не политической. Он говорил: «раз мы не можем быть великими силой или числом, мы можем стать великими в культуре» . Движение было направлено против сословного устройства общества, онемечивания и русификации эстонцев . Йоханн Вольдемар Яннсен в 1857 году в своей газете впервые использовал в качестве названия словосочетание эстонский народ ( эст. eesti rahvas ), вместо прежнего самоназвания — народ земли или сельские жители ( эст. maarahvas ) . Под влиянием истории создания финского эпоса « Калевала » Фридрих Крейцвальд проделал аналогичную работу и, обработав эстонские предания, создал « Калевипоэг ». Главный герой этого патриотического эпоса возглавлял борьбу эстов против чужеземных захватчиков. Изданный на эстонском языке в 1862 году, этот эпос стал знаменем и символом «эпохи пробуждения» .

Существовало также мнение о пользе немецкой ассимиляции. Такой позиции придерживался в частности эстонский интеллектуал Роберт Фельман . Он считал, что альтернативой является русификация, которую Фельман полагал препятствием к прогрессу. Несмотря на расхождения с Фельманом по вопросу пользы ассимиляции, Яннсен и другие интеллектуалы с немецким образованием считали, что эстонцам следует примириться с немецким политическим господством, поскольку эстонская нация ещё не созрела для принятия собственных политических решений . Дочь Яннсена Лидия Койдула видела в Финляндии образец для развития эстонцев .

Эстонская литература и искусство этого периода идеализировали «нерасслоенное общество», существовавшее в древней Эстонии до прихода завоевателей, и называли последовавшее за их приходом время «700 лет неволи». В произведениях воспевались красота природы и любовь к Родине . Общество эстонских писателей (1872—1893), основанное в Дерпте, и объединявшее эстонских интеллектуалов, организовало сбор фольклора и этнографических материалов и их публикацию на эстонском языке. С 1870 года был образован первый эстонский театр — « Ванемуйне ». В 1869 году был организован первый Певческий праздник — фестиваль песни, собравший более тысячи певцов и музыкантов и аудиторию свыше 12 тысяч человек. Этот фестиваль, проходящий каждые 4 года, и сегодня является одной из самых известных традиций Эстонии . С 2008 года он также внесён в список объектов фонда шедевров устного и нематериального культурного наследия ЮНЕСКО .

Национальному пробуждению способствовало массовое образование. Кроме того, с ростом количества частных издательств эстонцы получили к концу XIX века много печатных материалов на эстонском языке . Большую роль в национальном движении играли учителя народных школ. Важным фактором было возникновение и развитие национальной журналистики . Как пишет эмерит -профессор Таллинского университета , специалист по эстонской системе образования Вийве-Рийна Рууз, к концу XIX века эстонцы стали одним из самых образованных народов того времени: по данным переписи населения 1881 года читать умели 94 %, а читать и писать — 48 % населения .

Политическая борьба

Роберт Якобсон
Йохан Кёлер
Яан Тыниссон
Константин Пятс

На начальном этапе политическое направление нарождающегося движения исходило из концепции противостояния с немцами в союзе с русскими. Ярким представителем этого направления был Карл Роберт Якобсон (1841—1882), педагог, писатель, журналист, основатель первой политической эстонской газеты . Сформулированная им программа требовала равных прав для немцев и эстонцев. Он отмечался российским правительством как главный противник балтийских немцев в Эстляндской губернии . Союзником эстонцев в борьбе против немцев он видел российские власти . Аналогичной точки зрения придерживался художник Йохан Кёлер . Якобсон и Кёлер в 1881 году даже подавали челобитную Александру III с просьбой проведения реформ, способствующих русификации Эстонии .

В конце XIX века царское правительство действительно начало проводить политику русификации, направленную на снижение немецкого влияния . В этом вопросе случилось временное совпадение интересов эстонских крестьян и представлявших их политиков с интересами царских властей. Как пишет историк Кевин О’Коннор, крестьяне искали управу у «доброго русского царя» на «злых немецких дворян» . В 1880-х годах в балтийских губерниях были проведены реформы, после которых практически вся административная власть была сосредоточена в руках русских. В 1888 году местная полиция была реорганизована по общеимперскому образцу, в 1889 году в Прибалтике была введена общероссийская судебная система. На рубеже 1880-х и 1890-х годов был принят ряд мер по вытеснению немецкого влияния из образовательной сферы, в частности Дерптский университет был русифицирован и в 1893 году переименован в Юрьевский. В отношении самих эстонцев результаты попыток русификации оказались незначительными, поскольку их самосознание к этому времени уже достаточно окрепло. При этом к концу века балтийские немцы и русские оставались интеллектуальной, экономической и политической элитой общества, крестьяне и рабочие были преимущественно эстонцами .

В целом, практически все эстонские интеллектуалы (русофилы, германофилы или вовсе не доверяющие другим общинам), считали, что образование эстонцев следует вести на эстонском языке, и старались добиться этого . Насильственная политика русификации, проводившаяся не только в отношении немцев, но также и в отношении эстонцев, привела к конфликту российских властей с эстонским национальным движением. Коренное население, освободившись от власти остзейских дворян, оказалось под давлением имперской бюрократии. И с запада и с востока в эстонское общество стали проникать и распространяться антимонархические, либеральные и социалистические идеи. На Кренгольмской мануфактуре в 1872 году состоялась первая забастовка . В 1880-е годы были созданы первые студенческие марксистские организации. С развитием промышленности росло население городов, в котором 2/3 составляли эстонцы. В них формировались основы современного общества с его культурным и политическим многообразием . Особенно бурно это развитие происходило в течение двадцати лет, предшествовавших революции 1917 года .

В 1904 году эстонские политики добились ощутимого успеха: на выборах в Таллинскую городскую думу впервые победили кандидаты эстонско-русского блока, обошедшие немецких представителей. Эстонское общество находилось в оппозиции к царскому правительству. В ноябре 1905 года прошёл учредительный съезд , 800 делегатов которого вскоре разделились на умеренное и радикальное направления . Умеренное крыло добивалось гражданских прав , преобразования государства в конституционную монархию с упором на ненасильственные средства борьбы. Лидерами этого крыла были редактор тартуской газеты Postimees Яан Тыниссон и пастор Виллем Рейман . Радикальное крыло, связанное с социалистами, выступало за установление демократической республики, в том числе путём революции, и за ограничение прав помещиков. Его возглавили редактор таллинской газеты Константин Пятс и присяжный адвокат Яан Теэмант .

Под влиянием революционного движения в Российской империи в 1905 году , в Эстляндской губернии прокатилась волна массовых забастовок и крестьянских волнений. Революция в Эстонии была направлена как против царских властей, так и против остзейского дворянства. Эстонская национальная буржуазия выступила с требованием проведения либеральных реформ. Рабочие и крестьяне за одну неделю 12—20 декабря разрушили, подожгли или ограбили 160 поместий и 20 винокуренных заводов . Правительство империи ответило жёсткими репрессиями: карательные отряды без суда и следствия расстреляли или повесили 328 эстонцев. Около 200 человек были казнены по приговору военного-полевого суда , сотни получили телесные наказания , посажены в тюрьмы или сосланы в Сибирь . Лидеры революционного движения Пятс и Теэмант бежали за границу. Организованные выступления рабочих возобновились в 1912 году и стали особенно сильны с 1916 года .

В имперскую Государственную думу в 1906 году были избраны 20 депутатов из Эстонии, в том числе 13 этнических эстонцев. Они действовали в блоке с Конституционно-демократической партией России . Проекты реформ, разработанные в условиях военного положения Особым совещанием при временном генерал-губернаторе Прибалтики в 1906—1907 гг., были направлены на поддержку интересов остзейских помещиков. Правительство тем временем под воздействием информации о тесных контактах балтийских немцев в с правительством Германии, продолжало политику снижения немецкого влияния, но без расширения прав коренного населения. При премьер-министре Столыпине составлялись планы по усилению влияния центральной власти и русификации эстонцев — вплоть до колонизации региона русскими крестьянами и чиновниками. Но эти планы правительство осуществить уже не успело в связи с началом Первой мировой войны .

Февральская революция и создание государства

В ходе Февральской революции 1917 года органы государственной власти Российской империи в Ревеле прекратили своё существование. Временное правительство России назначило комиссаром Эстляндской губернии бывшего ревельского городского голову Яана Поску и образовало совещательный орган при нём — Временный Земский Совет Эстляндской губернии ( эст. Maapäev ). В то же время большевики создали Ревельский Совет рабочих и солдатских депутатов и аналогичные органы в других городах и населённых пунктах губернии. В российской армии стали создаваться эстонские национальные войсковые части, в которых большевики также вели свою агитацию .

Параллельно действовали объявившие себя верховной властью национальный Временный Земский совет и большевистский Военно-революционный комитет Эстляндской губернии (Исполком Советов Эстляндии) . Также подпольный комитет немецких дворян Эстонии принял резолюцию о независимости Эстляндии и обратился к германскому правительству с просьбой оккупировать страну . 18 февраля 1918 года германские войска начали наступление и вторглись на материк с оккупированных осенью 1917 года островов Эзель и Даго .

В это же время возник вопрос о пересмотре административных границ. Если ранее термином «Эстляндия» обозначали Эстляндскую губернию (Северная Эстония), то теперь в это понятие эстонские политики начали включать также населённые эстонцами уезды Лифляндской губернии (Южная Эстония), город Нарву в Санкт-Петербургской губернии , а затем и территорию проживания народа сету в Псковской губернии . Так было сформировано представление об Эстонии как о территории, на которой проживают этнические эстонцы .

19 февраля 1918 года Земский совет сформировал Комитет спасения Эстонии под председательством Константина Пятса . 24 февраля Исполком Советов Эстляндии и Ревельский Совет рабочих и солдатских депутатов покинули город Ревель, в котором в этот же день Комитет спасения Эстонии опубликовал « Манифест всем народам Эстонии », объявлявший Эстонию независимой демократической республикой. В тот же день Константин Пятс был избран главой Временного правительства Эстонии . Германия, чьи войска вошли в Ревель 25 февраля, не признала Временное правительство и пыталась создать в оккупированной Эстонии марионеточное Балтийское герцогство , но революция в ноябре 1918 года и поражение в войне сорвали эти планы .

В ходе Освободительной войны , начавшейся после вывода германских частей по Компьенскому перемирию и продолжавшейся до января 1920 года, эстонские войска по командованием Йохана Лайдонера при поддержке союзников успешно противостояли Красной армии и подразделениям прибалтийского ландесвера . 2 февраля 1920 года между РСФСР и Эстонской Республикой был заключён мирный договор , которым обе стороны официально признали друг друга. Это был первый международный договор для обоих государств .

Завоёванная в начале XX века государственность стала итогом периода пробуждения и высшей точкой развития эстонского национального движения. Как писал историк и политик Март Лаар , «крестьянский народ … превратился в современную и социально дифференцированную европейскую нацию» .

См. также

Примечания

  1. , с. 9-10.
  2. . Энциклопедия « Кругосвет » . Дата обращения: 15 сентября 2022. 20 сентября 2022 года.
  3. (англ.) . Britannica . Дата обращения: 11 сентября 2022. 11 сентября 2022 года.
  4. . . Эстоника . Институт Эстонии (29 апреля 2010). Дата обращения: 11 сентября 2022. 11 сентября 2022 года.
  5. , p. 50.
  6. . Российский этнографический музей . Дата обращения: 11 сентября 2022. 12 февраля 2015 года.
  7. Gross T. : [ англ. ] // Trames. — 2002. — Vol. 6 (December). — ISSN .
  8. Крашевски К. (pdf). dspace.ut.ee/ 38, 41-42, 45. Тартуский университет (2005). — Диссертация на соискание ученой степени magistrum artium по русской литературе. Дата обращения: 15 октября 2022. 15 октября 2022 года.
  9. , p. 52.
  10. (англ.) . UNESCO . Дата обращения: 11 сентября 2022. 10 мая 2017 года.
  11. Рууз В.-Р. . Эстоника . Институт Эстонии (14 сентября 2010). Дата обращения: 14 октября 2022. Архивировано из 14 октября 2022 года.
  12. Рууз В.-Р. . Эстоника . Институт Эстонии (14 сентября 2010). Дата обращения: 14 октября 2022. 14 октября 2022 года.
  13. , pp. 15—16.
  14. , p. 51.
  15. , p. 16.
  16. Карьяхярм Т. . Эстоника . Институт Эстонии (29 апреля 2010). Дата обращения: 17 февраля 2014. 14 июня 2013 года.
  17. Карьяхярм Т. . Эстоника . Институт Эстонии (29 апреля 2010). Дата обращения: 17 февраля 2014. 14 июня 2013 года.
  18. Карьяхярм Т. . Эстоника . Институт Эстонии (29 апреля 2010). Дата обращения: 11 сентября 2022. Архивировано из 11 сентября 2022 года.
  19. Паюр А. . Эстоника . Институт Эстонии (7 ноября 2009). Дата обращения: 30 сентября 2013. 7 июня 2015 года.
  20. Крёэнстрём М. . Эстоника (8 октября 2009). Дата обращения: 30 сентября 2013. Архивировано из 17 марта 2015 года.
  21. Розенталь Р. . Эстоника . Институт Эстонии (26 октября 2009). Дата обращения: 30 сентября 2013. Архивировано из 14 июня 2013 года.
  22. Межевич Н. М. // Псковский регионологический журнал. — 2007. — № 4 . — С. 139 . 21 декабря 2018 года.
  23. Barrett M. B. Operation Albion: The German Conquest of the Baltic Islands. — Indiana University Press, 2008. — P. 164, 183. — 298 p. — (Twentieth-Century Battles). — ISBN 9780253003539 .
  24. Бахтурина А. Ю. Этапы формирования эстонской государственности: от свержения самодержавия до Парижской мирной конференции (1917—1919 гг.) // История : Электронный научно-образовательный журнал. — 2019. — Т. 10 , вып. 6 (80) . — ISSN .
  25. Розенталь Р. . Эстоника . Институт Эстонии (26 октября 2009). Дата обращения: 18 марта 2014. 14 июня 2013 года.
  26. Laar M. Äratajad. Rahvuslik ärkamisaeg Eestis 19. sajandil ja selle kandjad (эст.) . — 2. — Tartu: Grenader, 2006. — С. 136. — 496 с. — ISBN 9789949422203 . , приводится по , с. 94-95

Литература

  • . // Поворотные моменты истории Эстонии : учебное пособие. — 2008. — ISBN 978-9949-438-29-7 .
  • Kruus H. (эст.) // Eesti Kirjandus. — 1934. — Nr. 8—11 .
  • O'Connor K. The Estonian Awakening // . — Greenwood Publishing Group, 2010. — P. 50—53. — 220 p. — ISBN 9780313323553 .
  • Taylor N. . — Bradt Travel Guides, 2010. — 296 с. — ISBN 9781841623207 .
Источник —

Same as Эстонское национальное движение